Найти в Дзене

Помоги мне! Как отказаться от выполнения чужой работы?

Оглавление

Согласно принципу Парето, 20% коллектива/команды выполняет 80% всей работы в компании. Одни работают, а другие зарабатывают. И ладно бы, лентяи просто бездельничали, так они умудряются еще и делегировать свои обязанности и задачи.

— Подойди на секундочку, я тут не шарю.

— Помоги, пожалуйста, у тебя всегда круто получается.

— А ты не мог бы выложить баннер сейчас на сайт, а то нет времени Васю ждать.

Просьба о помощи может звучать как угодно, от откровенных манипуляций до перекладывания ответственности за целый проект. Но самое удивительное в том, что эту ответственность вовсе не обязательно брать, о чем многие и не догадываются.

Почему люди соглашаются работать за других

  1. Желание быть незаменимым. Причин множество: боязнь увольнения или сокращения, внутренняя неуверенность, страх, что начальство раскроет непрофессионализм сотрудника, жажда быть центром всеобщего внимания и обожания. Во всех случаях человек начинает пахать, как проклятый, задерживается на работе, берет все подсунутые ему задачи.
  2. Неумение отказывать. Люди, которых в детстве любили и хвалили исключительно за покладистость и послушание, не в состоянии отказывать. Они не умеют воевать за свою позицию и часто страшно боятся конфликтов. Для них сохранить отношения с коллегой важнее, чем быть собой. Аналогичная ситуация с теми, кто регулярно подвергался моральному или физическому насилию.
  3. Кипящий в крови профессионализм или трудоголизм. Существуют люди, способные выполнить все данные на день рабочие задачи за 2-3 часа. Им совершенно нетрудно сделать еще с десяток чужих, чем и пользуются бессовестные коллеги. В эту категорию внесем и тех, кто привык засиживаться допоздна на работе.
  4. Звание вечного спасителя. Особенно этим грешат недавно трудоустроившиеся сотрудники, хорошо освоившие свою специальность. После пары десятков обращений добровольная помощь плавно перетекает в обязанность, а мелкие подзадачки превращаются в крупные задачи. Откажешься — и тебя немедленно заклеймят.
  5. Неправильное построение рабочих процессов в компании. Подобные организации живут в вечном авральном режиме, и все сотрудники друг за другом доделывают задачи и проекты. Если вас это смущает, меняйте работу — лучше не станет.
  6. Удивительно, но встречается ситуация, когда за подчиненных доделывает работу начальство, чтобы не потерять или не отпугнуть клиента. Здесь руководителю явно стоит пересмотреть свои способности как нанимателя или нанять грамотного HR.
-2

Почему надо говорить «нет», если коллеги сваливают работу на вас

Потому что нельзя работать за весь коллектив. Вы устанете, выгорите дотла, получите нервный срыв, начнете ошибаться и можете стать претендентом на увольнение.

Потому что зарплату за достижения и выполненные задачи получать будет другой. А это некрасиво и несправедливо, по моему личному мнению.

Наконец, потому что нельзя давать людям садиться себе на шею. Это демонстрация неуважения и нелюбви к самому себе. За время, потраченное на выполнение чужих обязанностей, вы могли сделать много полезного и приятного для себя лично.

Как сказать «нет»

  1. Возьмите паузу, если не в состоянии возразить собеседнику сразу. «Наверное, не будет времени», «У самого завал», «Пока нет возможности сделать» — отличные варианты ответов. Вы не отказали, но и согласия не дали. Большинство коллег после таких расплывчатых фраз пойдет искать альтернативу.
  2. Не драматизируйте. Часто люди боятся стать нерукопожатыми после отказа. Вспомните, что вы делаете, если вам отказывают? Обычно думаете, как выкрутиться дальше. Затаивать злобу, строить интриги и козни из-за малюсенького отказа никто не станет с вероятностью в 99%. Вы никому не навредили, не причинили боли и вреда — коллега, который плохо работает, непременно придумает, как сделать свою работу и без вашей помощи.
  3. Предложите альтернативу. Чтобы не испытывать чувства вины и ощущать себя полезным, не обязательно делать всю задачу за вопрошающего. Дайте хороший совет, где найти решение вопроса, какие материалы могут помочь собеседнику.
  4. Включите самокритику. «Я не особо разбираюсь в этом вопросе», «Что-то тут странное, я не понимаю», «У меня была похожая задача, я не смог с ней разобраться до конца». Тут следует быть осторожными, чтобы коллега не воспринял подобные фразы как абсолютную некомпетентность.
  5. Проявите озабоченность, встаньте на сторону собеседника. «Слушай, я бы помог, но сам в полной яме сижу», «Не знаю, как тебе помочь, начальник закидал работой по уши».
  6. Действуйте на опережение. Если у вас проблема с конкретным коллегой, который не хочет работать, начните сами просить его о помощи, закидывать вопросами и задачами. Когда субъект подходит к вашему столу, намереваясь о чем-то попросить, резко поворачивайтесь и говорите: «О, Вась, как дела? Представляешь, я вообще зашиваюсь, третий день на обед сходить не могу! Вчера ушел с работы в одиннадцатом часу, опаздываю по всем проектам». Обычно после такого спича вменяемый человек затруднится спихнуть свою работу на вас, а вам будет легче отвертеться.
  7. Говорите быстро, четко, ясно. Бывает, что серия извинений и оправданий осложняет отказ. Иногда проще сказать: «не, не могу» или «нет, не возьмусь», и уткнуться в работу, чем метать бисер щедрой рукой.
  8. Ставьте немыслимые сроки. Коллеге нужно вчера, а вы можете на следующей неделе. Работа займет десять минут, а вы сообщите, что часа полтора.
  9. Давно на просторах интернета я встречал забавный совет помогать с ошибками. Когда человеку придется трижды за вами все переделать, к вам больше не обратятся. А ошибки можно объяснить собственной загруженностью.

Учитесь говорить «нет» зарвавшимся коллегам, и тогда у вас будут деньги, время и уважение со стороны коллектива.