Церковь часто осуждает кремацию как способ захоронения умерших. Давайте изучим библейский и христианский опыт этой практики. Что сказано про кремацию в Библии? Запрещает ли она ее? Как хоронили людей в библейские времена? Практиковали ли кремацию в истории христианства? Если нет, то почему?
РПЦ о кремации
О своем отношении к кремации Русская православная церковь заявила в документе "О христианском погребении усопших":
В том случае, когда такое погребение не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего. После кремации прах должен быть предан земле.
Кремация не одобряется, но если она случилась, то прах нужно похоронить в землю. Подобное отношение долгое время было во многих христианских церквях, в том числе в католицизме.
Причина неприятия кремации
В первую очередь запрет кремации связан с догматом о всеобщем воскресении мертвых. В Судный день все люди воскреснут во плоти, выйдут из своих могил и подвергнутся божественному суду. Предполагается, что кости человека обрастут плотью, и тем самым воскресение произойдет успешно:
Потому что Господь Сам придет с небес (о чем возвестят громкий клич, голос архангела и труба Божья), и умершие с верой во Христа воскреснут первыми. (1 Фессалоникийцам 4:16)
В связи с этим кремация является "насмешкой" над верой во всеобщее воскресение мертвых, потому что после процедуры от человека остается только прах.
Также христиане не приветствовали кремацию по причине нераспространенности данной практики в Библии и ее связи с римским язычеством.
Кремация в Библии
Что же говорит Библия о кремации? Действительно, большинство случаев погребения, описанных в Библии, не связаны с кремацией. В Ветхом и Новом Заветах есть много сюжетов о погребении мертвых в гробнице или в земле:
Пусть продаст ее мне за полную цену как место для погребения среди вас. (Бытие 23:9)
Он похоронил его в Моаве, в долине напротив Бет-Пеора, но и до сегодняшнего дня никто не знает, где его могила. (Второзаконие 34:6)
Иосиф купил льняное полотно, снял тело, обернул его полотном и положил в вырубленную в скале гробницу. (Марк 15:46)
Братья, разрешите мне сказать вам прямо, что праотец Давид умер и был похоронен. Его могила сохранилась у нас до сегодняшнего дня. (Деяния 2:29)
Однако в Библии есть примеры кремации библейских персонажей, связанных непосредственно с иудео-христианским вероучением.
Когда жители Иавеша Галаадского услышали о том, что филистимляне сделали с Саулом, то все их храбрые воины отправились в путь, шли всю ночь и взяли тела Саула и его сыновей со стены Бет-Шеана. Они пришли в Иавеш и сожгли их там. (1 Царств 31:11-12)
После того как забили камнями и остальных, они сожгли их. (Иисус Навин 7:25)
Есть ли запрет в Библии?
В Библии нет запрета сжигать тело покойника. Наиболее популярной практикой захоронения является погребение, однако о запрете кремации ничего не сказано. Мы видим примеры, что израильтяне практиковали кремацию, поэтому ее нельзя считать исключительно языческой практикой.
Более того, смысловое содержание Библии указывает на допустимость кремации, даже с учетом строк о всеобщем воскресении мертвых. В Книге Екклесиаста сказано, что прах каждого вернется в землю, ибо все мы были прахом:
И тогда тело (в оригинале прах, пыль) вернется в землю, откуда оно и было взято, а дух вернется к Богу, Который дал его. (Екклесиаст 12:6)
Почему многие церкви разрешают кремацию
Отношение христиан к кремации в течение всей истории было разным. Были случаи, что в 8 веке при Карле Великом за кремацию казнили. Во времена распространений болезней кремация разрешалась по понятным причинам.
Во 2 веке раннехристианский писатель Марк Минуций Феликс допускал кремацию, объясняя, что для всемогущего Бога нет проблемы сохранить элементы наших тел:
Всякое тело — обращается ли оно в пыль или влагу, в пепел или пар, исчезает для нас, но Бог сохраняет его элементы. Мы вовсе не боимся, как вы думаете, какого-либо вреда от сожигания покойников, но держимся древнего и лучшего обыкновения зарывать умерших в землю. (Марк Минуций Феликс "Октавиан")
С началом Нового времени данная идея стала поддерживаться многими христианскими теологами: Бог может воскресить любое тело, несмотря на его состояние.
Более того, никакое земное захоронение не способно сохранить тело усопшего, так как в земле за 2000 лет любое тело стало таким же прахом или даже частью растительной и животной экосистемы.
Поэтому многие протестантские церкви разрешают кремацию. Католическая церковь разрешила кремацию в 19 веке, хотя наиболее консервативные католики до сих пор критикуют данный вид захоронения. Однако православные церкви, в том числе РПЦ, придерживаются традиционных взглядов на кремацию. Но что именно считать традицией? Минуций Феликс допускал кремацию, и факт расщепления тел святых на мощи тоже мало вяжется с идеей телесной целостности усопшего.