В 1870-е годы самарский губернатор Борис Петрович Обухов в связи с переездом по службе в Петербург продал свои имения в нынешнем Богатовском районе петербургскому купцу Николаю Леонтьевичу Левинсону. Левинсон выстроил в Богатом сахарный завод, после чего в Самаре одна за другой начали открываться кондитерские фабрики. Самой крупным и известным стало предприятие Александра Савинова и его тестя Ильи Каргина, а кроме них самарские справочники указывают еще с десяток владельцев «сладких производств», в том числе деда Эльдара Рязанова Михаила Шустермана
Самой популярной в городе кондитерской продукцией были знаменитые гребежевские ореховые пряники. «Конфектная фабрика» самарского купца Александра Ивановича Гребежева находилась на территории собственной усадьбы по на улице Николаевской (Чапаевской), здесь же он с семьей и проживал до 1908-го года. На той же Николаевской успешно работали и его «конфектные» магазины, приносившие приличный доход, особенно в предпраздничные и праздничные дни
В начале прошлого века наконец-то завершилось 25-летнее строительство Кафедрального собора, ставшего новой городской доминантой. Сразу же повысился статус тихой улицы Соборной (Молодовардейской), ведущей к главному храму – по ней пошла конка и начали активно расти купеческие особняки с нарядными магазинами на нижних этажах.
Александр Гребежев в 1906-м году приобрел на перспективной улице сразу два усадебных места -возле главного торгового перекрестка на пересечении с улицей Панской, напротив будущего Новотроицкого пассажа. Усадьба по нынешнему адресу Молодогвардейская, 78 была куплена у преподавателя Первой женской гимназии Ф.С. Кирьянова, по Молодогвардейской, 80 – у того самого купца П.Е. Сенаторова, который, выступая в Самарской губернской Земской Управе, публично называл царя слабоумным, ссылаясь при этом на «Святое писание»! Кстати, кроме насмешек в «Самарском горчишнике», Сенаторову, что называется, ничего не прилетело. Похоже что грядущие великие перемены уже реяли в воздухе.
В июле 1907-го года Александр Иванович Гребежев, по-прежнему занятый кондитерским бизнесом и от политики далекий, подал в Управу прошение о возведении на месте доставшихся от прежних владельцев одноэтажных каменных построек трех- и двухэтажного с подвалами зданий.
Автором проектов стал архитектор Федор Андреевич Черноморченко. Уроженец Новороссии, выпускник Петербургского Института гражданских инженеров, служил городским архитектором Самары с 1901-го по 1910-ый годы. Интересно, что большая часть спроектированных им зданий находилась именно на Соборной - Вторая женская гимназия, коммерческое училище (ныне строительный институт), больница имени И.М. Плешанова и, пожалуй, самая яркая работа - дома А.И. Гребежева
Архитектурное решение главного здания несет черты неоренессанса. Фасад заполнен орнаментальным лепным декором – женскими масками, барельефами с грифонами, растительным орнаментом.
В центральном ризалите с лучковым завершением вывешены скульптурные балконы жилых квартир второго и третьего этажей, на фигурной парапетной стенке над венчающим карнизом располагалась объёмная надпись «ГРЕБЕЖЕВ».
Высокие окна-витрины магазинов на первом этаже оформлены скульптурными наличниками с имитацией каменной кладки, в узких межоконных простенках второго этажа – барельефы в виде женских бюстов. Лучковые окна-трифории третьего этажа декорированы ионическими пилястрами и рельефными наличниками, а общий облик доходного дома сродни фантастической театральной декорации
Примыкающий к нему двухэтажный купеческий особняк имеет асимметричный фасад с неглубоким ризалитом слева. В нем раскрыта лучковая проездная арка и проем входа, межоконные простенки второго этажа украшены барельефами в виде женских фигур-кариатид. В центре правой части – высокий проем парадного входа в помещения первого этажа. На широком поясе междуэтажного карниза изначально так же размещалась объёмная надпись «ГРЕБЕЖЕВ».
Тут хочется вспомнить, что изначально проект находящегося напротив Новотроицкого торгового пассажа был так же разработан Федором Черноморченко – и в той же красочной барочно-ренессансной стилистике, что и дома Гребежева. В случае реализации этого проекта сложился бы великолепный уличный ансамбль– но пассаж строился на средства города, «отцы-командиры» проект Черноморченко посчитали слишком помпезным и дорогим, так что в итоге реализован был "экономный" проект Дмитрия Вернера
Александр Иванович Гребежев планировал, что дома будут служить многим поколениям его семьи. Сохранилась его так называемая духовная от 1917-го года с перечнем имущества, передаваемого сыну Ивану, да только история распорядилась иначе. Самый дорогой на улице, дом Гребежева, оцененный в 32 тысячи рублей, был национализирован одним из первых.
Послереволюционная судьба семьи Гребежевых неизвестна.
Что касается Федора Черноморченко – самарская карьера его складывалась прекрасно, в жизни тоже все было хорошо – известно, что в Самаре родились трое его детей, но после скандала с постройкой казарм (отдельная тема!) и несправедливых обвинений Черноморченко Самару покинул. Преподавал в Томском университете, служил в Омске.
При советской власти работал начальником отдела гражданских сооружений Сибирского округа путей сообщения, начальником техотдела Строительной конторы при Инженерном управлении Приволжского военного округа. Сын Николай тоже стал архитектором.
Судьба домов Гребежева сложилась по-разному. Если с бывшим семейным особняком внешне все хорошо, то с «главным» домом пока что, наоборот, все печально. Главным препятствием для реставрации называют пестрый состав собственников – частные квартиры, организации, муниципальное имущество и коммуналки. Внутри, кстати, сохранилось первоначальное покрытие пола из мозаичной шестигранной плитки, кованые ограждения бетонной лестницы, филенчатые двери.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете