Улица Ленинградская «засветилась» на плане тогда еще уездного городка Самара в далеком 1782-м году под названием Проломной – поскольку вдоль нее тянулся к Волге овраг, достигавший глубины 15 метров. Овраг городские власти постепенно засыпали, улица обстраивалась и меняла названия, побывала Сенной, Хлебной, Москательной и, наконец, сделавшись торговой, нарядной и оживленной, с 1870-х назвалась Панской.
Купеческая семья Жуковых принадлежала к старожилам улицы. Усадьба между нынешними улицами Фрунзе и Чапаевской принадлежала основателю самарской династии Якову Жукову с 1820-х годов, к середине 19-го века хозяином участка с «полукаменным» домом по улице и деревянной избой во дворе значился один из его сыновей – Семен Яковлевич Жуков.
В 1887-м году окладные книги по сбору налогов с недвижимости сообщили о переходе домовладения к племяннику предыдущего владельца купцу второй гильдии Луке Давыдовичу Жукову. Этот представитель третьего поколения Жуковых выстроил на семейной усадьбе еще один одноэтажный каменный дом по улице и двухэтажный – вместо избы во дворе. «Дворовый» дом был разделен на четыре квартиры и вместе со службами сдавался внаем.
В 1906-м году во владение усадьбой вступил уже сын Л.Д. Жукова – Василий Лукич. Надо сразу сказать, что со знаменитым самарским чаеторговцем и бакалейщиком Василием Федоровичем Жуковым родственных связей не имел и приходился лишь однофамильцем. Торговал вовсе не бакалеей, а нефтью, лесом и кирпичом, а еще держал два собственных кирпичных завода – один на земле Николаевского мужского монастыря в районе нынешней улицы Осипенко, второй – за Панским переездом. Кстати, кирпичи с его клеймом – «В.Л. Ж.» - часто встречались на развалинах Трубочного (имени Масленникова) завода.
В 1911-м году Василий Лукич Жуков получил в городской Управе разрешение на строительство нового трехэтажного каменного дома с подвалом на месте существующих строений. Проект, разработанный архитектором Федором Черноморченко, со свойственной ему смелостью и фантазией объединял несколько архитектурных стилей и предусматривал богатейшее внешнее убранство.
Трехэтажное симметричное здание делится на два крыла неглубоким выступом-ризалитом в центре, в котором раскрыта проездная арка с лучковой перемычкой и вывешен трехгранный эркер на высоту двух этажей. Углы здания и ризалита выделены рустованными лопатками, на первом этаже раскрыты прямоугольные окна-витрины. Оконные проемы второго этажа оформлены прямыми полочками-сандриками, причем имитация замковых камней выполнена в форме цветка.
На втором этаже по центру боковых «крыльев» расположены фальшбалконы, над ними – балконы с кронштейнами и коваными ограждениями. Здание увенчано карнизом с выступающими зубчиками-дентикулами, ризалит завершается лучковым карнизом и парапетной стенкой с редкой деталью – рельефной надписью с фамилией и инициалами владельца, по карнизу расставлены парапетные столбики с фигурными навершиями и кованые перила с ажурным рисунком.
Главные же элементы фасада, сделавшие дом "изюминкой" всей улицы – красивейшие лепные детали. В центре под «хозяйской» надписью – гипсовая голова льва с богатым обрамлением в виде медальона, наводящая на мысль - не себя ли запечатлел владелец в образе царя зверей? С обеих сторон от него помещены скульптурные мужские портреты в необычных одеяниях и с коронами из листьев на головах. Фигуры таких же коронованных женщин в причудливых нарядах с "чешуйчатыми" нагрудниками «поддерживают» углы здания, а аллегорическое изображение детских фигур размещено на эркере. Дом - ненаписанная сказка, дом - театральная декорация, дом - храм неведомых духов рек и лесов! Федор Черноморченко здесь превзошел сам себя.
Что касается использования – сам Василий Лукич Жуков в доме имени себя не проживал, а занимал гораздо более скромный особнячок на нынешней ул. Фрунзе по соседству со своим деловым партнером по кирпичному бизнесу Иваном Летягиным. Дом с удивительными скульптурами на фасаде полностью сдавался а аренду.
Помимо съемных квартир на верхних этажах, в торговых помещениях первого этажа находился модный магазин мужских и женских головных уборов Н.И. Долбилиной, мастерская по изготовлению дамских шляп саратовской мещанки О.Г. Немвродовой и обувной магазин П.А. Пожидаева.
В 1918-м особняк Жукова разделил всеобщую участь – был муниципализирован, но торговое использование первого этажа сохранилось. Правда, продавали уже не модные шляпы , а, как сообщали новые вывески, «Мясо» и «Молоко».
Зданию, можно считать, повезло – в парадном подъезде сохранилось кованое ограждение лестницы, напольное покрытие из мозаичной плитки терракотового и бежевого цветов, в подъезде – оригинальные деревянные двери со стеклянными вставками. В 1954-м году была проведена реконструкция подвальных помещений.
Кстати, с подвалами купеческих домов связывают множество легенд – якобы подвалы дореволюционных коммерсантов образуют под историческим центром Самары целую систему подземелий, в лабиринтах которых купцы не только хранили товары, но и заключали без лишних глаз важные сделки.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете