- Дооочь!
Проснулся...
- Дооочааа! Принеси водички!
Инна тяжело вздохнула и так крепко сжала карандаш, что костяшки побелели. Ей хотелось плакать, выть от бессилия, но она ничего не могла поделать. Отец просит принести воды... Сейчас будет весь вечер изображать умирающего лебедя, мать сварит ему куриный суп, к ночи он немного оклемается, а завтра помятый и сонный потащится на работу. И этот спектакль повторяется два-три раза на неделе.
- Дооочааа!
"Да чepт бы тебя побрал!", - со злостью подумала Инна.
Раньше она быстрее ветра неслась на помощь "болеющему" родителю, но сейчас в ней не осталось никакого сочувствия к нему. Поэтому она не реагировала на его стоны из гостиной.
Заклацал дверной замок - мама вернулась из магазина.
- Женечка, милый мой, потерпи! - заворковала она. - Сейчас я тебе супчика сварю, твоего любимого. Инна! Иинна! Ты спишь, что ли?! Возьми у меня сумки!
Девушка со вздохом встала и пошла встречать мать. Проходя мимо гостиной, она увидела отца, сидящего на диване.
- Оглохла она! - раздраженно произнес он. - Я ее полчаса уже зову-зову, а она не может зaдницy от стула оторвать и отцу воды принести!
- Инна, это что такое? - укоризненно спросила мама. - Тебе сложно папе стакан воды принести?
- А что, у самого ножек нету? - фыркнула девушка.
Она забрала у матери тяжелые пакеты, отнесла на кухню и начала разбирать.
- Воду поставь! - послышался голос матери из ванной.
Через пять минут мать зашла на кухню.
- Инна, какая муха тебя укусила? - сердито спросила она у дочери. - Ты почему так себя ведешь и так по-хамски с нами разговариваешь?
- Да потому что надоело! - рявкнула девушка. - Раньше он хотя бы раз в неделю пил, а сейчас я из школы прихожу - а тут это пьянoe рылo...
- Не смей так говорить про папу! - воскликнула мать. - И вообще... уходи, видеть тебя тошно!
"Ага, а буxoгo муженька - не тошно..." - мрачно подумала Инна, направляясь в свою комнату.
А ведь она помнила отца совсем другим... Одно из самых ярких воспоминаний детства - как папа катает ее на плечах или учит подтягиваться. Когда-то он был спортсменом - профессиональным биатлонистом. Даже участвовал в чемпионате мира, был призером всероссийских соревнований и имел именную табличку на городской Аллее спорта. Инна очень им гордилась и никогда не упускала возможности похвастаться: "А вот мой папа - чемпион!"
Но потом все рухнуло. Евгений получил травму и был вынужден уйти из большого спорта. Это стало для него серьезным ударом, однако он не опустил руки и пошел работать тренером. Но счастье длилось недолго - из-за интриг и козней коллег его мягко попросили на выход. Тогда Евгений решил открыть спортивный клуб для детей и подростков, занял под это дело большую сумму денег... и ожидаемо прогорел, потому что четкого бизнес-плана у него не было. Долг кое-как выплатили, но после этого он начал выпивать. Сначала немного - так, бутылочку по пятницам. Потом дозы и крепость напитков начали увеличиваться, и через год это стало серьезной проблемой для всей семьи.
Евгений несколько лет не работал, и мать Инны, Рената, содержала их на свою зарплату. Они не бедствовали, но Инна считала несправедливым, что мать горбатится за двоих, а папа лежит пьяный на диване. Но больше всего ее злило то, что за этим пьяным телом еще нужно ухаживать - воды/еды/одеяло/пульт принести, подушку поправить, сбегать в аптеку за таблетками, сварить куриный бульон... На все вопросы Инны "почему?" мать отвечала: "Потому что папе плохо". Но Инна все равно упорно отказывалась понимать - если отец сам принял решение напиться, то почему они должны бегать вокруг него на цыпочках? Не он ли сам виноват в своем состоянии? Может, надо просто не пить? На такие рассуждения Инна получала сакраментальную фразу: "Мелкая еще! Ничего не понимаешь!"
Однако Инна понимала. Понимала, что папенька сел им на шею, и это ненормально. Семью по-прежнему на 90% содержала Рената. А Евгений кое-как перебивался случайными подработками, которых становилось все меньше: в небольшом городе информация разлетается очень быстро, и потенциальные работодатели уже заранее знали, что Евгений - человек ненадежный. Из автомастерской его уволили за то, что обложил матом клиента. Из магазина спортивных товаров - за то, что два дня подряд не вышел на работу, а потом пришел пьяный в дымину. Из детской спортивной студии - за то, что сломал инвентарь и напугал детей неадекватным поведением.
Разумеется, Евгений своей вины не признавал, перекладывая ответственность на всех - на правительство, продажных работодателей, злых коллег, жeнy-мeгeрy и дочь-зacpaнкy. Все кругом были виноваты в его состоянии. Ложиться в клинику или кодироваться он категорически отказывался - он же не алкоголик! Подумаешь, посидел в пятницу за бутылочкой и киношечкой! Алкоголик - это если под забором валяешься, а Евгений выпивает исключительно культурно, знайте разницу.
В выходные Инна старалась на весь день уходить из дома, чтобы не видеть пьяного папашу. Так было и в эту субботу - вернулась девушка только ближе к ночи и застала привычную картину: отец храпит на диване в гостиной, а мать сидит на кухне. Однако в этот раз что-то было не так, и Инна даже не сразу догадалась, почему мать старается не поворачиваться к ней правым боком.
- Мам, что случилось? - спросила девушка. - Почему у тебя синяк на лице?
- А, это? - с наигранной легкостью сказала Рената. - Это... я неудачно упала! Ты представляешь? Раскладывала папе диван, не удержалась на ногах и прямо лицом на подлокотник!
Инна нехотя поверила, потому что как-то раз в детстве сама налетела скулой на открытую дверь. Но потом мама стала "падать" и "случайно ушибаться" стабильно раз или два в неделю.
- Я такая неуклюжая стала! - шутила она. - Постоянно спотыкаюсь на ровном месте!
К тому времени Инна уже училась в колледже. Она до вечера пропадала на занятиях и не видела, что творится дома. Впрочем, видеть было необязательно - девушка и так понимала, что отец начал распускать руки.
- Почему мы должны терпеть все это? - возмущалась Инна. - Разведись с этим козлом!
- Не говори так про отца. Да, он несдержанный. Но ему просто очень трудно в жизни!
Когда девушка вставала на защиту матери, Евгений не лез, но однажды он разбушевался так, что Ренате с Инной пришлось бежать из дома прямо в домашней одежде и тапочках, благо был май. Поскольку больше идти было некуда, мать с дочкой отправились отсидеться к подруге Ренаты. Наутро Евгений оборвал телефон, извинялся, клялся, что больше никогда такого не повторится, что он вел себя, как свинья, и ему очень стыдно, что он так обращался со своими любимыми девочками.
После того дня Евгений не притрагивался к бутылке. Приведя себя в порядок, он попросил прощения у жены и дочери за свое скотское поведение, начал исправно ходить на работу, помогать по дому и вообще всячески показывал, что с позорным прошлым пьяницы и дебошира покончено. Он старался проводить больше времени с дочерью. Инна поначалу относилась к этому с недоверием, но вскоре простила отца. Периодически она ловила себя на мысли, что уже много лет у них в доме не было такой спокойной атмосферы. Они снова стали нормальной семьей...
Тот Новый год Инна собиралась отметить с друзьями.
- Только вы там не сильно шалите! - сказали родители.
- Все будет нормально, - заверила их девушка и усвистела на вечеринку.
Праздник действительно выдался веселым. Родители парня, у которого был сбор, уехали на базу отдыха, так что вся квартира была предоставлена в распоряжение молодежи. Конечно, не обошлось без горячительных напитков и сигарет, но в целом все было в рамках приличий. Ребята пели песни, играли в "крокодила", смотрели смешные видеоролики и устраивали веселые конкурсы. Внезапно Инне позвонили с неизвестного номера:
- Алло? Это Спирина Инна Евгеньевна? - спросил строгий голос в трубке.
- Да, это я, - испуганно ответила девушка.
- Срочно приезжайте в больницу, с вашей мамой плохо!
- ЧТО??? Что с ней случилось?!
- Мы не уверены... В общем, приезжайте скорее.
Инна примчалась в больницу на такси, и ее тут же поймал дежурный врач.
- Что с мамой?! - закричала Инна. - Где она?!
Ее провели в палату, где на кровати лежала Рената и то ли спала, то ли была без сознания. Ее лицо было покрыто синяками и кровоподтеками, а голова перебинтована.
- Господи... - заплакала Инна.
- Сотрясение мозга, сильный вывих руки, трещина в ребре. И это я молчу о синяках и ушибах, - сказал доктор. - Она сказала, что неудачно упала, но такое чувство, что по ней каток проехался. Вы знаете, я уже давно работаю... в обычных квартирах просто нет мест откуда можно так упасть. Вы понимаете, о чем я?
- Это он, - бесцветным голосом произнесла Инна. - Это этот ypoд.
- Кто? - спросил доктор.
- Отец. Это он избил ее. Где он сам?
- В квартире никого больше не было. Она сама вызвала себе "скорую".
Инна до боли в суставах сжимала кулаки. Так больше продолжаться не может...
- Не волнуйтесь, ее жизни сейчас ничего не угрожает, - сказал доктор. - Но ей придется провести какое-то время в стационаре.
- Спасибо, эээ... Анатолий Иванович, - сказала Инна, прочитав имя на бейджике. - Я навещу ее завтра.
Она вышла из больницы, не зная, куда и идти и что делать. О возвращении домой не могло быть и речи - если отец пришел, то она может стать его жертвой следом за матерью. Пришлось проситься пожить к подруге.
На следующее утро она первым делом помчалась в больницу навестить мать. Та уже находилась в сознании и слабо улыбнулась дочери.
- Мама, что случилось?! - воскликнула девушка. - Он опять тебя избил???
- Инна, солнышко мое... - слабо ответила Рената. - Твой папа... Мы повздорили слегка...
- Слегка? СЛЕГКА??? - закричала Инна. - Да на тебе живого места нет! Значит так, хватит играть в эту мудроженственность. После больницы ты идешь писать заявление в полицию, а потом подаешь на развод.
- Инна, девочка, ну как ты не понимаешь? Я не могу подать на развод. Не так нас воспитывали... - ответила Рената. - У нас же всегда было так, что брак - это на всю жизнь, а не как у современной молодежи: захотели - поженились, захотели - разбежались. К тому же... он пропадет без меня. Найди в интернете притчу "Три сестры и Судьба", и ты все поймешь.
- Мама, ты в своем уме?! - Инна не верила своим ушам. - Ты понимаешь, что в следующий раз он тебя просто убьет по синьке???
- Не убьет, - слабо улыбнулась мать. - Он хороший человек. Ранимый. Только вот заблудился, и наша задача - помочь ему. Иди, Инн. И не волнуйся за меня, мне уже намного лучше, и скоро я буду на ногах.
Девушка вышла из палаты и заплакала. Что же делать? Ситуация казалась ей безвыходной. Она решила найти ту притчу, о которой говорила мама - вдруг там и правда скрыта какая-то великая мудрость? Однако от прочитанного Инну передернуло - какой моральный ypoд это сочинил?!
В телефоне было бесчисленное количество звонков и гневных СМСок от отца: "Вы где?", "Где все???", "Что вчера было? Вы опять мне бойкот устроили? Ну да, выпил шампанского и пошел к приятелю", "Немедленно домой!", "Я тут уже три часа один сижу, вы где???" Инна едва не швырнула телефон в стену.
На следующий день Евгений вспомнил, что произошло, и помчался в больницу к жене. Он падал на колени, рыдал, извинялся, клялся, что больше такого не повторится, и Рената как настоящая мудрая женщина простила мужа. Ну бывает, сорвался человек. И что, из-за этого рушить семью? После этого Евгений бегал в больницу, как на работу - таскал жене цветы и фрукты, и сидел у постели, держал за руку. Однажды в это же время пришла Инна и, увидев отца, скривилась в отвращении:
- Убирайся отсюда, - злобно процедила она сквозь зубы.
- Инна! - возмутилась мама.
- Что, пришел добить ее, да? - продолжала девушка. - Как только мама встанет на ноги, мы пойдем писать заявление в полицию!
- Инна, доченька, ну за что ты так со мной? - обиделся Евгений. - Да, я повел себя некрасиво, и мне очень стыдно. Но я стараюсь стать лучше! Я собираюсь закодироваться, чтобы вообще не пить больше никогда. Вот увидишь, все наладится.
Рената смотрела на мужа нежным взглядом, как будто он на днях не избил ее до полусмерти, а приготовил романтический ужин и ванну с лепестками роз. Инна поняла, что мать неисправима... Борясь с желанием швырнуть вазу с цветами отцу в голову, он развернулась и вышла из палаты.
Через некоторое время Ренату выписали из больницы. Ни в ЗАГСе, ни в полиции она, конечно же, никаких заявлений писать не стала. Евгений снова начал изображать из себя любящего мужа и отца, но Инна не верила ни одному его слову и жесту. После возвращения матери из больницы девушка тоже вернулась от подруги, чтобы как можно больше быть рядом с матерью и в случае чего не дать ее в обиду.
В этот раз Евгений держался полгода, но потом снова начал тянуться к бутылке, и никакое кодирование не помогло. Инна с ужасом осознавала, что вскоре дома снова начнется ад...
Однажды Евгений не вернулся вечером домой, на звонки не отвечал, а потом и вовсе "абонент - не абонент", и Рената начала беспокоиться.
- Да забухал он опять! - раздраженно сказала Инна.
- Нет, я чувствую, что с ним случилось несчастье! - возразила мать. - Сердце не на месте...
Не явился он и наутро, а где-то в районе обеда Ренате позвонили и сообщили, что ее муж был сильно избит и сейчас находится в больнице. Женщина бросила все дела и бросилась проведать его, а вечером, когда Инна вернулась с занятий, рассказала, что после работы Евгений зашел в бар, немного выпил, а на темной улице на него напали какие-то негодяи, избили его и отобрали кошелек с телефоном.
На следующий день Инна сама отправилась навестить отца. Да, неслабо ему досталось... Он лежал на больничной койке, совершенно беспомощный, и выглядел весьма жалко.
- Инна, доченька! - слабо улыбнулся он и попытался помахать рукой. - Я так рад, что ты пришла ко мне!
- Ну конечно, папа! - Инна расплылась в улыбке. - Как же я могла не прийти? Ты ведь мой любимый папочка!
Евгений растаял окончательно. Девушка пододвинула стул, села рядом и взяла отца за руку.
- Бедный, бедный мой папа... - вздохнула она. - Надеюсь, тебе понравились мои новые друзья?
- Что? - не понял Евгений. - Какие друзья?
- Ну те, с которыми ты вчера познакомился, - сказала девушка ласковым голоском. - Они такие сильные, правда?
- Я...
- Петя может на спор арматуру узлом завязать, - продолжала Инна, будто не слыша его. - А Гриша раньше чемпионом по боксу был. Рука у него тяжелая... Но самое главное - они очень добрые и отзывчивые ребята и всегда придут на помощь девушке.
С этими словами она сжала ладонь отца так сильно, что он застонал.
- И если будет надо, - нежно пропела Инна, - то они придут на помощь еще раз. Может быть, даже с Тузиком - это петин доберман. Милый песик, черенок от лопаты перекусывает с одного раза! Вы с ним подружитесь.
- Ты... - только и смог прохрипеть Евгений.
- А теперь слушай, - тон Инны сменился на строгий и холодный. - Сразу после выписки ты подаешь на развод, а матери говоришь, что уходишь от нее, потому что у тебя уже давно есть вторая семья.
- Но...
- Тихо! Я еще не закончила. После этого ты больше никогда не покажешься на глаза ни мне, ни матери. Иначе познакомишься с Тузиком. Я попрошу, чтобы Петя подольше его не кормил.
Инна встала и на прощание похлопала отца по вывихнутому плечу, от чего он громко взвыл.
Конечно, никакого Пети и Гриши она не знала и не имела к нападению на отца никакого отношения - просто воспользовалась ситуацией, чтобы припугнуть его. И это сработало, потому что Евгений был слишком слаб и труслив, чтобы противостоять тому, кто может дать сдачи. Это только со слабовольной женой он был отважным героем.
Инна и Рената сидели на кухне и пили чай.
- Ты знаешь, дочь, - сказала Рената, - я, кажется, начинаю привыкать к новой жизни.
- Слава богу! - улыбнулась девушка.
Евгений съехал из квартиры два месяца назад. Для его супруги это был удар, потому что она мужа любила, несмотря на то, как он с ней обращался. Перед тем, как навсегда уйти, Евгений замешкался, но Инна, стоя за спиной матери, показала ему фигуру из пальцев, изображающую лающую собаку, и беззвучно произнесла: "аф-аф!". После этой пантомимы Евгений поспешил убраться восвояси.
Первое время Ренате пришлось нелегко. У нее была натуральная ломка - она постоянно плакала, перестала ухаживать за собой, отказывалась от еды, но Инна постепенно привела ее в чувство, и вскоре женщина сама осознала, насколько лучше ей живется без мужа. Возвращение с работы перестало быть лотереей "В какой состоянии ваш супруг" - напился и спит, напился и полезет в драку, удивил печень и выпил чаю. Никто больше не мотал ей нервы. Никто не требовал денег на выпивку. Но главное - больше никто не смел поднять на нее руку. Сбросив с себя этот взрывоопасный груз, Рената будто на десять лет помолодела, у нее снова появился вкус к жизни, и Инна была очень рада видеть маму такой счастливой. Конечно, она сердилась на нее за то, что та позволяла так с собой обращаться и не развелась, как только ситуация стала критической. "Но лучше поздно, чем никогда", - думала девушка.
Однако привет от любимого папочки все же прилетел два года спустя. Рената прислала дочери ссылку на статью о происшествии в соседнем городе: "Бывший чемпион по биатлону Евгений Спирин, находясь в состоянии сильного алкогольного опьянения, зарезал своего приятеля, с которым они вместе распивали спиртные напитки. На почве внезапно возникшего конфликта Спирин схватил со стола кухонный нож и нанес мужчине пять ножевых ранений, от которых пострадавший скончался на месте".
Инну захлестнула целая гамма чувств - отвращение, шок, страх, что теперь она - дочь убийцы... А больше всего она боялась, что мама бросит все и кинется на помощь бывшему мужу. Но последнее опасение развеяла сама Рената, прислав следом сообщение: "Как я рада, что он ушел еще тогда! А если бы он устроил это у нас дома??? Прости, доча, ты была права. И спасибо тебе за смелость и поддержку!💖"
"Я люблю тебя, мама", - написала Инна в ответ и добавила: "Синька - зло ☠🥃".