За три месяца до Победы в Великой Отечественной войне, а именно в ночь со 2 на 3 февраля 1945 года, был совершен самый дерзкий побег из лагеря третьей категории Маутхаузен. Третья категория означала что в нем был максимально строгий режим, который включал в себя, например, раздачу пищи раз в три дня. Про остальные атрибуты, учиняемые местной охраной и надзирателем лично, я думаю, говорить излишне.
Совершили побег не кто нибудь, а так называемое "сопротивление", которое организовали офицеры Красной армии, содержавшиеся в блоке номер 20. Если в самом лагере содержались узники разных национальностей, то в 20-м блоке исключительно красноармейцы. Узников 20-го блока не кормили практически никогда и постоянно подвергали тяжелым физическим нагрузкам. Зная о том, что тут сидят, в том числе, офицеры Красной армии, немцы пытались склонить их к сотрудничеству. За отказ, а он был всегда, отношение к узникам блока еще больше ухудшалось. И вот однажды подполковник по фамилии Власов (не тот самый, как вы поняли), вместе с полковником Исуповым решили организовать массовый побег.
Около 500 узников, под покровом ночи с криками "ура", вооруженные камнями и палками пошли на штурм вышек с пулеметчиками. В ходе упорного боя одна из вышек была захвачены и узники отсекли пулеметным огнем охрану лагеря. Да, много их осталось там, в этом неравном бою, но 419 человек, замкнув находящуюся под напряжением колючую проволоку, смогли спастись. Это был самый массовый и самый дерзкий побег из Маутхаузена. Но, на этом история не закончилась. Убежать убежали, а что дальше?
Бежавшие узники понадеялись на благодушие местного населения, но начав заходить в ближайшие деревни, они поняли, что это был совсем необдуманный шаг. Приведу только один факт - практически у каждого дома, либо внутри, либо снаружи, висел портрет Гитлера. Естественно, бежавших русских узников они покрывать совсем не желали. Пришлось уходить прятаться в лесах. К тому же, к жителям близлежащих деревень обратился комендант концлагеря со словами: "Вы же все отличные охотники, а это совсем не охота на зайцев!" В итоге, операция длилась около месяца и так и называлась "Охота на зайцев".
Спастись смогли только 11 человек из 419-ти. В основном, все прятались в лесах, но у двоих офицеров была поистине уникальная история.
"Русские узники среди бела дня постучались к нам в дверь и попросили дать им еды. Я спрашивала у них, почему они осмелились постучаться к нам, когда все люди вокруг обезумели. Они на это ответили, что сначала заглянули к нам в окно и не увидели на стене портрета Гитлера. Мать сразу предложила отцу впустить их и спрятать, на что тот ответил резким отказом. Но мать сказала, что если они сделают это, то судьба поможет выжить их сыновьям на фронте".
Дело в том, что четверо сыновей Марии Лангталер, которая впустила бежавших русских узников, в это самое время воевали на фронте, на стороне Германии естественно. Вот такой поворот судьбы. Сначала узники несколько дней прятались на сеновале. Но вдруг к семье Лангталер нагрянул отряд СС, который переворошил штыками всю сухую траву. Лишь чудо помогло не задеть спрятавшихся внутри пленных. Еще через день солдаты СС вернулись с собаками. Но Мария предвидела это, так как они всегда приходили именно по такому графику. Узников спрятали уже на чердаке, предварительно рассыпав везде табак, чтобы собаки не смогли взять след.
В течение трех месяцев бежавшие пленные скрывались у Марии дома. Берлин уже был взят, Германия капитулировала, а местное гестапо никому не давало расслабиться. Любые разговоры о капитуляции пресекались оставшимися здесь солдатами самым кардинальным способом.
"Однажды к нам зашла соседка и спросила зачем мама откладывает хлеб и для кого? Мать ответила что это на случай эвакуации, запасы. Потом соседка донесла на нас и к нам приходило гестапо, но все обошлось. Еще был случай, когда сосед, сидевший у нас в гостях, услышал шорох на чердаке и спросил кого мы там прячем? Но мать ответила, что это наверное голуби. Потом опять приходило гестапо и вновь все обошлось. Кругом царила клевета и доносы, даже несмотря на то, что Германия уже капитулировала".
Наконец, однажды в хутор пришли американские войска и остатки солдат СС просто разбежались по лесам. Мария поднялась на чердак своего дома, что выше на фото, и сказала: "Дети мои, вы едете домой". И после этого заплакала. Спустя время, все четверо сыновей Марии, воевавшие против русских, вернулись с войны живыми и здоровыми. Точно таких же русских солдат, которые возможно воевали и против ее сыновей, она прятала у себя на чердаке, показав тем самым какую-то просто невероятную человечность. Спустя много лет об операции "Охота на зайцев" не рассказывают практически нигде, а жители местных деревень совсем не любят вспоминать об этом, просто уходя от разговора...
Наш канал в Телеграм, где много истории, редких кадров и живое общение.