Первую подробную картуСамарской губернии составил губернский землемер, коллежский асессор Николай Петрович Шахларев.
Работа, занявшая шесть лет, в 1864-м году была окончена, карта представлена императору Александру II, автор удостоился за свой труд ордена и денежной награды. Царская награда, надо думать, была достаточно щедрой, так как Николай Петрович в следующем году купил особняк на главной улице Самары – Дворянской – имеющий нынешний адрес Куйбышева, 106 и счастливо зажил в нем со своей юной женой Надеждой.
Дом представлял собой образец редкого для Самары классицизма. Его уравновешенная симметричная композиция сформирована ритмом оконных проемов и пилястр в простенках и по углам фасада. На уличный фасад выходят окна только двух этажей, проемы второго этажа с полуциркульным завершением обрамлены наличниками с профилированным архивольтом.
Нижняя полка ширинок над оконными проемами в центральной части повторяет полуциркульную форму проемов, в боковых частях наличники дополнены прямыми профилированными полочками-сандриками, и такое же оформление имеют крайние окна боковых фасадов. Скупой классический декор подчеркивает классические пропорции и четкую геометрию объема.
Хотя в реестре ОКН особняк назван «Домом Н.П. Шахларева», думается, выстроен он был предыдущим владельцем, имя которого до нас не дошло. Почему? Да потому, что автор проекта - архитектор Константин Григорьевич Макер – был первым губернским архитектором и служил в Самаре с 1851- го по 1861-ый годы до отъезда в Витебск, так что все его работы относятся к этому временному промежутку. Кстати, Макер выполнял так же проекты построек Иверского женского монастыря, и оформление оконных проемов на спроектированной им колокольне один в один повторяет пропорции и детали окон дома на Дворянской.
Приобретенное домовладение Николай Петрович продолжал достраивать, так что к 1874-му году к «2х этажному каменному дому 5х7 саженей, окон на улицу 5» добавились «к дому во дворе пристрой 4х этажный каменный 4х2,5 саж. На улицу 1 этажная лавка в 2 окна и дверь. Во дворе баня, службы».
Известным в городе дом Шахларева сделался в начале 1890-х. Быстро растущая и богатая Самара к этому времени стала признанной модной столицей Поволжья, и на центральных улицах работало уже несколько десятков модных фирменных магазинов женского и мужского верхнего платья. Самой же большой популярностью в городе пользовался магазин, открытый Надеждой Шахларевой в собственном доме на Дворянской.
Рекламные объявления ее салона сообщали: «Принимаем заказы на составление приданого, имеются материи и отделки к ним для бальных, венчальных и визитных платьев. Кружева дюшес, брюссель и шантильи, а также цветы французские и варшавские. Принимаются заказы на верхние вещи и детские костюмы. Любой парфюм».
Магазин так же проводил мастер-классы, актуальные для дам всех возрастов: «Как составлять букеты цветов», «Чистка ножей и вилок», «Как носить носовые платки», «Как чистить печные изразцы», «Как молодой худощавой особе пополнеть». Отчеты о мастер-классах публиковались в самарских газетах.
Но в историю Самары Надежда Илларионовна Шахларева вошла не продажей нарядов и искусством составления букетов, а совсем другими делами. Возглавив после смерти мужа в 1891-м году попечительский совет Мариинского приюта для дочерей павших воинов, купила усадебное место под строительство храма на нынешней Чапаевской и на собственные средства начала строительство домовой церкви для приюта.
В советское время бывший особняк Шахларевых в основном был известен тем, что в 1906-м году в нем некоторое время арендовала помещение редакция большевистской газеты «Самарская Лука», фактическое руководство которой осуществлял «друг и соратник В. И.Ленина», а так же его зять – Марк Тимофеевич Елизаров.
Правда, в Самаре он на этот раз оказался в связи с историей, не вошедшей в официальную биографию. Будучи сослан в Сызрань за организацию стачки железнодорожников, традиционно приехал один, так как супруга была занята классовыми боями, поездками в Европу и вообще хотела жить в столице. Работая в качестве журналиста в газете «Сызрань», познакомился в редакции со вчерашней гимназисткой Ольгой Сыромятниковой, служившей корректором.
«Соломенный вдовец» начал было за ней ухаживать – но Анну Ильиничну об этом немедленно известили. Оставив революционные дела, законная супруга тут же приехала в Сызрань, а через несколько недель Елизаровы перебрались в Самару, где Марк Тимофеевич занялся изданием «Самарской Луки». Правда, вскоре редакция адрес сменила и из дома Шахларевой съехала .
Ольге Сыромятниковой, похоже, судьбой было назначено стать женой революционера – она вышла замуж за «Красного Робин Гуда» Григория Котовского.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете