В текущем году мы вспомнили о тех славных временах, когда курс валюты по отношению к доллару и евро был на отметке 52 рубля. Тогда мы наблюдали паритет между курсами доллара и евро. Но, это все было в начале лета, а сейчас ситуация серьезно поменялась.
Что влияет на рубль?
Не было печали да санкции помогли. Хотя сейчас дело уже не в санкциях. Появился потолок цен, а также добавилось эмбарго. Однако технически эмбарго пока не действует, так как длится 45-дневный период перехода на новые условия.
Поэтому теоретически страны ЕС всё ещё могут купить большой танкер российской нефти. Другое дело нужно ли это им.
Помимо появившихся эмбарго и потолка, пару месяцев назад была совсем другая рыночная цена на нефть. Напомню, что большую часть лета ценник на нефть сорта Brent был выше 100 долларов за бочку, а в июне ценовые рекорды были на уровне 122$.
Российский же сорт Urals итак всегда ценился ниже Brent, а из-за санкций Россия и вовсе весь год продает ее с дисконтом 20-30 долларов. То есть, в период когда курс был 52-55 рублей, бочка российской нефти уходила по 90-100 долларов. Никто не оставался в накладе.
Сейчас же за сорт Brent дают 83 доллара. А за Urajs, несмотря на действующий потолок в 60$, дают и вовсе 43-55$.
Что у нас получается в итоге? За полгода на российский нефтяной сектор значительно усиливается санкционное давление, и в результате основное экспортное сырьё существенно потеряло в цене. Нефтяные компании сейчас делают меньше выручки, в это же сокращается профицит торгового баланса, а это значит и уменьшается спрос на покупку рублей.
Самое время вспомнить корреляцию – нефть дешевле, рубль слабее. При снижении профицита торгового баланса это правило снова становится актуальным.
Любопытно, что в последние несколько месяцев юрлица набирали необычно много рублевых кредитов (1.3 трлн руб. в месяц). Экспортеры могли копить валюту, а тратить новые рубли. Теперь будет выгодно продать валюту и погасить кредиты. Так ли это, увидим по динамике кредита и М2 в будущем.
Примечательно также, что объемы торгов валютой не сильно выше средних – $5-5.6 млрд за 2 дня против ~4 в последние месяцы.
На графике выше видим, что происходит обратный разворот в процессе «юанизации» и «дедолларизации», судя по остаткам на бирже. Остатки расходились в разные стороны, но сошлись снова на уровне около 200 млрд руб. в юанях и долларах.
Ситуация смахивает на новогодний подарок Минфину, который больше всех переживал о крепком рубле и из кожи вон лез, чтобы изменить ситуацию.