Найти в Дзене

16. Тема 13. Морфология. Склонение имён существительных. Практическая работа 2.

Оглавление
Художник Елена Костенко.
Художник Елена Костенко.

Задание 1.

Открой тетрадь, напиши число и тему.

Задание 2.

Повторяем и закрепляем основные сведения об имени существительном.

Расскажи всё, что ты помнишь об имени существительном, опираясь на схему. Приведи примеры.

-2

Задание 3.

Прочитай текст. Спиши. На месте пропусков вставь слово РЕКА в нужной грамматической форме.

Почти каждая ... начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в ... . Начало ... называется истоком. То место, где ... впадает в море, озеро или другую ..., называется устьем.

Задание 4.

Проверь правильность выполнения своей работы.

Почти каждая река начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в реки. Начало реки называется истоком. То место, где река впадает в море, озеро или другую реку, называется устьем.

Ответь, почему каждый пропуск слова в тексте требует изменения формы слова РЕКА?

Правильно. Потому что в предложении слова сочетаются друг с другом по смыслу. Нельзя высказать мысль, не изменяя слова по смыслу.

К каждой форме слова РЕКА можно задать вопросы. Например: (что?) река, (начало чего?) реки, (впадает во что?) в реку.

Учёные выявили, что ко всем именам существительным можно задать шесть групп вопросов: 1)кто? что? 2)кого? чего? 3)кому? чему? 4) кого? что? 5)кем? чем? 6) о ком? о чём?

Все группы вместе назвали ПАДЕЖАМИ, а каждую отдельную группу назвали: 1)Именительный падеж (кто? что?), 2) Родительный падеж (кого? чего?), 3) Дательный падеж (кому? чему?), 4) Винительный падеж (кого? что?), 5) Творительный падеж (кем? чем?), 6) Предложный падеж (о ком? о чём?).

Итак, в зависимости от изменения грамматической формы слова - имени существительного - выявлено шесть падежей. У каждого свои вопросы.

Изменение имён сущ-х по вопросам называется изменением по падежам или склонением.

Рассмотри таблицу.

-3

Чтобы определить падеж имени сущ-го нужно найти слово, с которым оно связано, и поставить от него вопрос. И по вопросу определить падеж.

Задание 5.

Спиши словосочетания слов, ставя слова в скобках в нужную форму. Выдели окончания у этих слов, определи и запиши падежи.

Тень от (сосна), вижу (мама), любуюсь (лес), добраться до (дом), рад (друг).

-4

Задание 6.

Проверь правильность выполнения своей работы.

-5

Задание 7. Рассмотри таблицу.

-6

Все слова русского языка разделены на три основных склонения.

Эти три склонения определены по одинаковым окончаниям существительных в Именительном падеже единственного числа.

Соответственно в других падежах существительные 1-го, 2-го и 3-го склонения имеют также свои одинаковые окончания.

Если знаешь эту закономерность, то будешь писать без ошибок.

Рассмотри таблицу падежных окончаний имён существительных в единственном числе.

-7

Прочитай и запиши слова, поставь ударение, выдели окончания.

Весне, весной, земле, землёй, маме, дяде.

Определи падеж каждого слова. Сверь правильность написания окончаний по таблице.

Обрати внимание: окончания бывают ударные и безударные. Проверить правильность написания безударных окончаний можно, применив для этого слово с ударным окончанием того же падежа и склонения.

Например, правописание безударного окончания слова МАМОЙ можно проверить словом с ударным окончанием ТРАВОЙ.

Задание 8. Рассмотри таблицу падежных окончаний во множественном числе.

-8

Прочитай и запиши слова, поставь ударение, выдели окончания.

Деревьев, речек, берёзок, степей, домов, полей, песней.

Опираясь на таблицу, определи склонение и падеж каждого слова.

Проверить правильность написания безударных окончаний можно, также применив для этого слово с ударным окончанием того же падежа и склонения.

Сверь правильность написания окончаний по таблице.

Задание 9. Проверь правильность выполнения своей работы.

-9
-10

Задание 10.

Рассмотри таблицу склонения разносклоняемых имён существительных.

-11

Их в русском языке всего двенадцать. Они так названы, потому что имеют окончания 2-го и 3-го склонений.

Рассмотри таблицу окончаний разносклоняемых имён существительных при склонении по падежам.

-12

Прочитай. Спиши,раскрывая скобки, ставя разносклоняемые существительные в нужную форму (в нужный падеж); у существительных на -мя выдели суффиксы и окончания.

Он освободил ногу из (стремя) и слез с лошади. Мальчик потерял всякое представление о (время). Синим (пламя) пылают стаи туч над бездной моря. До поры до (время) не сеют (семя). В отблесках (пламя) метались птицы. Он не знал своего (имя).

Задание 11. Проверь правильность выполнения своей работы.

-13

Подведём итоги занятия. Рефлексия.

1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?

2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.

3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?

4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?

Домашнее задание. Повторить общее определение имени прилагательного.

-14

Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!

Я буду рада и благодарна Вам.

Поддержать автора: Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.