Задание 1. Проверяем домашнее задание.
Было задание:
1. Повторить общее определение имени существительного.
Вспомни и расскажи всё, что ты помнишь об имени существительном. Приводи примеры.
2. Познакомься с информацией, какие художники входили в Мамонтовский кружок и с картинами некоторых из них (По желанию).
Познакомиться с картинами некоторых художников Мамонтовского кружка ты сможешь после изучения этой темы (культпоход в мини-музей).
Задание 2.
Работа в тетради, напиши число, тему.
… число
Морфология. Части речи. Имя прилагательное.
Расскажи, что ты помнишь об имени прилагательном: что обозначает и на какие вопросы отвечает имя прилагательное, особые признаки?
Задание 3.
Прочитай определение имени прилагательного. Сверь со своим ответом.
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? каков? какова? каково? каковы?
Рассмотри картину художника Олега Теняева. Попробуй устно описать натюрморт словами без прилагательных и с прилагательными. Какую ты увидел разницу между этими рассказами?
Задание 4. Имя прилагательное. Особенные черты.
Имя прилагательное поясняет, какими признаками обладает тот или иной предмет. Например.
Имена прилагательные обозначают такие признаки, которые обязательно принадлежат какому-либо предмету:
Например, снег (какой?) серебристый; звезда (какая?) яркая; солнце (какое?) жаркое; люди (какие?) добрые.
Начальная форма всех слов имени прилагательного - это форма единственного числа мужского рода в именительном падеже. Какой? красивый (мальчик), яркий (свет).
Имя прилагательное имеет постоянные и непостоянные признаки.
Постоянные признаки имени прилагательного.
1.По своему значению и по морфологическим признакам имена прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные.
Разряд - постоянный грамматический признак имён прилагательных в русском языке.
Непостоянные признаки имени прилагательного.
Качественные прилагательные.
Характерной грамматической особенностью качественных прилагательных является их способность проявлять признак предмета в большей или меньшей степени: тёмная ночь — ночь стала ещё темнее; низкий забор — забор ниже кустов.
Степени сравнения прилагательных.
Качественные прилагательные образуют степени сравнения: сравнительную и превосходную.
Прилагательные в сравнительной степени обозначают, что свойственный данному предмету признак проявляется в большей или меньшей степени по сравнению с такими же признаками других предметов либо в сравнении с качествами, которыми обладал предмет ранее.
Сравнительная степень бывает простой и составной (сложной). Простая форма сравнительной степени образуется с помощью суффиксов -е, -ее(-ей), -ше: легкий — легче; интересный — интереснее; тонкий — тоньше.
Составная форма сравнительной степени образуется при участии слов «более», «менее» и начальной формы прилагательного: интересный — более/менее интересный; новый — более/менее новый.
Превосходная степень.
Превосходная степень обозначает, что определенный признак предмета проявляется в наибольшей степени по сравнению с такими же признаками других предметов.
Различают простую и составную формы превосходной степени.
Простая форма образуется с помощью суффиксов -ейш-, -айш-: полный — полнейший; близкий — ближайший.
Составная форма образуется несколькими способами:
1. присоединением к начальной форме прилагательного слов «самый», «наиболее», «наименее»: веселый — самый веселый; широкий — наиболее широкий; далекий — наименее далекий;
2. с помощью присоединения к простой сравнительной степени слов «всего» или «всех»: громкий — громче всего; слабый — слабее всех.
В русском языке большинство качественных прилагательных употребляется в двух формах: полной и краткой.
Относительные прилагательные.
Относительные прилагательные называют постоянные качества, признаки, выражая их не непосредственно, а через отношение к другим предметам: серебряный крестик — крестик из серебра (материал); ночной поезд — поезд ночью (время); трехлетний малыш — малыш трех лет (количество).
Часто относительные прилагательные употребляются в переносном значении и приобретают значение качественности признака: железный гвоздь — железное здоровье (хорошее, отличное); солнечная энергия — солнечная улыбка (радостная); осенний дождь — осеннее настроение (печальное).
Такие относительные прилагательные переходят в разряд качественных прилагательных.
Притяжательные прилагательные.
Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета какому-либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? чья? чьё?
Например: папин (костюм), медвежья (берлога), дедушкино (пальто), дядины (сапоги).
Рассмотрим разряды имён прилагательных в единой таблице.
Имя прилагательное всегда связано (согласуется) с существительным и стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, к которому оно относится:
красивый пейзаж; красивого пейзажа; красивым пейзажем...
То есть, имя прилагательное может изменяться грамматически - то есть, смысл слова не изменяется, а форма слова изменяется так, как требуется в тексте,
а грамматические категории: род, число, падеж - полностью зависят от существительного, которое прилагательное характеризует.
Род, число и падеж — это непостоянные признаки у имён прилагательных.
В форме множественного числа у прилагательных род не определяется.
В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым.
Задание 5. Рассмотрим Таблицу, в которой собраны все сведения об имени прилагательном.
Опираясь на Таблицу, попробуй дать полное определение имени прилагательному.
Задание 6. Проверить и закрепить свои знания об имени прилагательном.
Зная все морфологические признаки имени прилагательного, ты сможешь теперь сделать полный морфологический разбор имени прилагательного.
Рассмотри схему морфологического разбора имени прилагательного.
Посмотри, как делается разбор имени существительного и как правильно записывается в тетради.
Сделай морфологический разбор выделенных имен прилагательных.
С утра она весела и настроена благодушно.
Летом вода в озере синее, чем глубокой осенью.
Правильность твоей работы проверим на следующем занятии.
Подведём итоги занятия. Рефлексия.
1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?
2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.
3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?
4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?
Домашнее задание. ---
Поддержать автора: Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.
Культпоход в мини-музей.
Познакомься с информацией, какие из художники входили в Мамонтовский кружок, и с отдельными картинами.
Какие они разные, эти художники! И как прекрасно, и по-разному показывают нам СУЩЕЕ...
Дорогие друзья!
Если Вы считаете мою Школу русского языка полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!
Я буду рада и благодарна Вам.
Поддержать автора: Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.