Найти тему
ABW

Почему в одних машинах зимой холодно, а в других тепло

Оглавление

Saab всегда считались очень теплыми: и печки хорошо грели, и салоны долго не остывали. Вот "жигули" теряют тепло быстро, но жарят – будь здоров! А взять Citroёn – в одних нормально, а в других не очень. Почему так? Будем плясать от печки, но сначала вспомним про источник тепла.

Двигатель и система охлаждения

Как устроена система отопления в автомобилях с ДВС? В контур системы охлаждения встроен теплообменник отопителя, через который проходит антифриз. От него теплый воздух с помощью вентилятора подается в салон. От того, как именно реализована эта схема, конечно, зависит, как сильно может "жарить" печка. Но не в меньшей степени на качество отопления будет влиять и то, как быстро прогревается двигатель и сколько тепла он выделяет.

-2

Это особенно хорошо чувствуется в сильный мороз, когда иные моторы не способны выйти даже на рабочую температуру, не то что давать избыточное тепло для прогрева салона. С такой проблемой раньше сталкивались владельцы дизельных машин, особенно с топливной сиcтемой Common Rail, но и современные бензиновые двигатели в условиях низких температур оказываются недостаточно "горячими". Это даже легко почувствовать: нажал на "газ", начал крутить мотор – и воздух из дефлекторов становится горячим.

О проблеме производители знают и решают ее различными способами. Один из них – работа с набегающим воздухом, который охлаждает радиаторы и продувает моторный отсек. Подбираются соответствующие размеры и форма "окон" в передней части кузова (это как раз то, что скрывается под декоративной радиаторной решеткой и сетками в бамперах), используются электронно-управляемые жалюзи, а в некоторых моделях предусмотрены специальные пластиковые заглушки, которые устанавливаются в зимний период эксплуатации.

-3

Также практикуется установка электрического подогревателя мощностью около 1 кВт. Тэн представляет собой своего рода картридж с нагревательным элементом, который размещается рядом с теплообменником и обеспечивает нагрев воздуха, пока не пойдет тепло от самого отопителя. Как правило, тэн просто ускоряет процесс прогрева салона, снижая зависимость от скорости прогрева двигателя, но не увеличивает эффективность отопителя. То есть если двигатель в принципе не дает много тепла, то в морозные дни печка может быть недостаточно горячей.

Но даже если тепла много, им тоже надо уметь распорядиться. Или уметь добыть его в тех случаях, когда от двигателя его взять невозможно, сложно или потери слишком велики. Например, системы обдува и вентиляции (далее СОВ) некоторых электромобилей могут использовать тепловой насос, который позволяет перенести тепло от батареи и трансмиссии в салон, но простые модели часто обходятся все теми же тэнами, только мощностью 4-6 кВт.

Если же говорим про автомобили с ДВС, то, например, модели с задним расположением двигателя могут иметь большие потери по температуре из-за длинных воздуховодов. А если еще и двигатель с воздушным охлаждением, у которого нет водяной рубашки и, стало быть, тепло от него просто так не возьмешь, то придется искать другие варианты. Тут, конечно, можно вспомнить "запорожец", у которого вообще была автономная бензиновая "печка", ну а то, как она портила нервы владельцам, и вовсе отдельная история.

Современные автомобили могут оснащаться автономными обогревателями типа Webasto не в качестве основных, а лишь в качестве резервных или дополнительных поставщиков теплого воздуха, и это также одно из решений, если по тем или иным причинам двигатель недостаточно "горяч".

Система обдува и вентиляции

Тепла от некоего источника может быть много или не очень, в любом случае именно задача СОВ – использовать его рачительно, чтобы качественно прогреть салон. А это уже к вопросу о том, насколько продумана и как реализована сама система.

Ох, как удивлялись в свое время владельцы "жигулей", пересевшие на "Самару". В "шестерке" зимой было жарко, а в "девятке" с так называемой высокой панелью можно было задубеть не в самый сильный мороз. И самое удивительное, что на машинах с ранней низкой панелью проблема так остро не стояла.

В данном случае дело было как раз в той самой злополучной высокой панели: она была сконструирована изящно, но требовала высокой точности изготовления и сборки. Однако у завода получалось "по-разному", в итоге часто воздуховоды не работали, а значит, и воздух "терялся" где-то в глубине торпедо, вместо того чтобы мощным потоком доходить до дефлекторов.

-4

Организация воздушных потоков вообще очень важна в вопросе формирования микроклимата в салоне. Особенно в большом, когда дефлекторов только на передней панели недостаточно, нужны дополнительные воздуховоды для второго или третьего ряда сидений.

Впрочем, расположение дефлекторов, направления потоков и их распределение оказывают влияние не только на общую (среднюю по палате) температуру – куда важнее, чтобы все было по делу. Скажем, что толку, если в салоне тепло, а стекла потеют или даже обмерзают?

-5

А еще нельзя просто так взять и поставить СОВ с одной модели на другую – надо учесть все особенности нового кузова, начиная от объема салона и его формы и заканчивая теми или другими специфическими особенностями. Поэтому от того, насколько ответственно подошли к организации работы СОВ, действительно зависит многое.

Кузов и салон

Наконец, свою лепту вносит и сам автомобиль. И это особенно заметно, когда выключаешь двигатель и задерживаешься в салоне. Одна машина остается теплой еще добрых полчаса, а другая выстуживается буквально за пять минут. Почему так?

Здесь несколько составляющих. Например, объем салона. Чем он больше, тем сложнее его прогреть, но и остывает он медленнее. Также большую роль играют материалы и их теплоизоляционные способности. Здесь выгодно смотрятся дорогие модели с хорошей шумоизоляцией и эффективными уплотнителями.

-6

Ну а если говорим о ситуации не только в статике, но и в движении, то свою лепту вносит еще и форма кузова, аэродинамика, ведь набегающий воздух еще и охлаждает кузов и салон.

Наконец, в реальных условиях эксплуатации свою роль в сохранении или разбазаривании тепла играет тип кузова, а также количество и размеры дверей. Ведь если вы в мороз откроете багажник, холодно станет только вещам в нем, а вот в хэтчбеке, лифтбеке или универсале температура понизится и в салоне. На скорость потери тепла будет влиять и то, откроете вы одну небольшую дверь или распахнете две огромные "калитки". Зимой это может стать настоящей катастрофой с точки зрения микроклимата в салоне, ну а летом, наоборот, такие действия помогут быстро проветрить перегретый под лучами солнца автомобиль.

Мелочи, которые тоже на что-то влияют

Тепло или холодно бывает не только от окружающего воздуха, но также от вещей, с которыми соприкасаешься. Например, металлические рукоятки (дверей, рычага КП) обжигают, пластиковые в этом отношении более комфортны. То же и с деревянной отделкой рулевого колеса или того же рычага коробки: выглядит красиво, но это холодный материал. И кожаная обивка сидений зимой обычно "ледяная", в то время как ткань, особенно велюр, куда как приятнее.

-7

Конечно, подогревы сидений и рулевого колеса вносят весомый вклад в вопросы комфорта, особенно если они грамотно спроектированы. А ведь на самом деле испортить есть что, начиная с размещения нагревательных элементов и заканчивая выбором режимов подогрева. В некоторых автомобилях, например, приходится выбирать между "жарить" и "не жарить", что сложно назвать удачным решением.

Наш вердикт

Как видим, причин, по которым салон вашего авто зимой может быть (или восприниматься) теплым или холодным, предостаточно, причем в некоторых случаях это зависит даже от типа и модели двигателя. При этом замерзнуть сложнее в автомобилях премиальных марок – у них лучше не только шумо-, но и теплоизоляция, выше вероятность, что система обдува и вентиляции хорошо продумана, в конце концов, могут быть автономные подогреватели или те же подогревы сидений. Правда, даже в массовых моделях, предназначенных для нашего рынка, теплые опции, как правило, имеются. Да и не настолько суров наш климат, чтобы в исправном автомобиле было по-настоящему холодно зимой.

Авто
5,66 млн интересуются