Найти в Дзене
Культур-трегер

Откуда на Советских "Елках" взялись Дед Мороз и Снегурочка?

Рождественская Елка в Петербурге начала XX века, фото до 1917 года.
Рождественская Елка в Петербурге начала XX века, фото до 1917 года.

Как известно, после революции 1917 года все "буржуазные" праздники были отменены. В том числе "Рождество", "Новый год" и сопутствующая им детская "Елка". Старые праздники были заменены новой советской обрядностью, например, введенным по предложению В. Ленина "Днем Парижской Коммуны" и т.п.

Советская агитация 1928 года.
Советская агитация 1928 года.

Однако, похоже, что в недрах Политбюро происходило какое-то тайное брожение. То ли кто-то из партийных работников не мог забыть своих детских впечатлений, то ли советские власти осознавали, что все новые праздники слишком сухи и материальны, и людям (детям) необходимо хотя бы раз в году дать надежду на чудо.

Поэтому самом конце 1935 года в "Правде" была напечатана статья П. Постышева: "Давайте организуем к Новому Году детям хорошую Елку". Понятно, что с бухты-барахты такие статьи никогда не писались. Это было обдуманное и взвешенное решение (вероятно, согласованное с самим И. Сталиным).

Понятно, что после статьи в "Правде" Новогодние "Елки" для детей в авральном порядке провели по всей стране. Но общего понимания, что должен представлять из себя этот "новый-старый" праздник, еще не сложилось.

В большинстве мест перед украшенной "по-дореволюционному" елкой выступал обычный ведущий с поздравлением, после чего происходил концерт самодеятельности, а в конце представления детям дарили подарки.

Кое-где ведущие проявили смекалку и дополнительно шили себе актуальные (в их представлении) Новогодние костюмы: "Снеговиков", "Зайцев", каких-то загадочных "Метелиц" и т.п. При этом всем известных Деда-Мороза и Снегурочки в 1935-1936 годах на советских Новогодних праздниках еще не было.

В изданном после празднования Нового 1936 года методическом пособии даже специально приводили примеры неудачных "Елок". Например, в одном из колхозов сторож, переодетый в персонажа стихотворения Н. Некрасова "Мороз-красный нос" вышел к детям под заунывное пение: "Не ветер бушует над бором". После чего большинство маленьких зрителей расплакались и потом боялись брать подарки.

Новогодняя Елка в московском Доме Советов, 1948 год.
Новогодняя Елка в московском Доме Советов, 1948 год.

Впервые же Дед Мороз со Снегурочкой как главные лица Новогоднего праздника появились только в 1937 году на знаменитых "Елках" в Московском Доме Союзов. Эти хорошо продуманные (с учетом ошибок двух предыдущих лет) представления прошли с большим успехом у детей. После чего Дед Мороз и Снегурочка и начали свое триумфальное шествие по стране.

В представлении Виктора Васнецова "Дед Мороз" 1885 года кажется не самым привлекательным персонажем.
В представлении Виктора Васнецова "Дед Мороз" 1885 года кажется не самым привлекательным персонажем.

Здесь надо отметить, что советские идеологи в качестве главных персонажей для новой "Елки" выбрали максимально далеких от Христианской традиции персонажей. Так, до 1917 года Дед Мороз лишь изредка встречался как второстепенная святочная фигура (заметим с очевидным языческим уклоном) среди других персонажей.

Снегурочка же и вовсе стала широко известна только в 1873 году, после издания одноименной пьесы А. Островского.

Снегурочка на открытке 1939 года выглядит еще не вполне "канонично" - просто как маленькая девочка.
Снегурочка на открытке 1939 года выглядит еще не вполне "канонично" - просто как маленькая девочка.

При этом если сам Дед Мороз на старых открытках еще встречался, то Новогодних изображений со Снегурочкой до 1917 года вообще не существует. Это говорит о том, что до революции Снегурочка была только литературным персонажем (основанным опять же на языческой мифологии) никак не связанным с Новым годом.

Кстати, даже в 1937 году еще полностью не определились, кем же Снегурочка приходится Деду-Морозу? В пьесе Островского она была дочерью Деда Мороза, но в СССР ее никто так не называл. В некоторых методических пособиях 1930-х годов Снегурочку называли то "Шаловливой девочкой, выдающей секреты Деда Мороза", то иногда даже "Сказочной пионеркой"!

И только где-то ближе к 1950-м годам Снегурочка стала почти повсеместно считаться внучкой Деда Мороза.

Так рождалась и создавалась новая советская Новогодняя обрядность и мифология.