Найти тему

"Мы бездумно копируем технологии на Западе". Как работал и "воевал" с властями гениальный физик Петр Капица

Оглавление

Академик Петр Леонидович Капица – человек противоречий. Он рвался на Запад, от работы в СССР отбрыкивался – в итоге остался и сделал для нашей страны очень и очень многое. Как же складывалась карьера ученого и насколько комфортно ему было жить и работать в СССР?

P.S. статья получилась длинной. Прочитайте до конца, хотелось бы узнать ваше мнение в комментариях)

Кембриджский диссертант

Учеба Капицы в Петербургском университете пришлась на очень непростые годы – он стал студентом 1 курса в 1912. В 14-м ушел добровольцем на фронт и 2 года водил санитарную машину. В 1918 потерял в эпидемию испанки почти всех близких: отца, жену, двоих детей.

Его научный руководитель, «отец советской физики» А.Ф. Иоффе, считал, что перспективному ученому пойдет на пользу работа за границей. В 21-м это удалось устроить. Капица начал работать в кембриджской лаборатории Э.Резенфорда. Защитил докторскую, получил широчайшую известность в международных научных кругах. В Англии его ценили очень высоко!

Зачем в СССР, в Лондоне все хорошо

Родину Капица любил и эмигрировать не собирался. Но, понятно, что жить и работать в сытой вальяжной Англии ему нравилось. Он ежегодно приезжал в Советскую Россию отдохнуть и навестить мать.

К началу 30-х ситуация с учеными-невозвращенцами обострилась. К тому же в правительстве понимали – приближается война. А Петр Леонидович тем временем, как ни в чем не бывало давал консультации представителям европейской промышленности – по сути, укреплял оборонный потенциал врагов нашей страны. И руководство приняло решение вернуть Капицу в СССР:

-2
"Исходя из того, что Капица оказывает значительные услуги англичанам, рассказывает им о состоянии советской промышленности, продает английским фирмам свои патенты и работает над их заказами, запретить ему выезжать за пределы СССР".
Н.Кудряшов "Берия и советские ученые в атомном проекте"

В очередной приезд Капицы его визу аннулировали. По слухам, Сталин лично инструктировал тех, кто должен был беседовать с учёным:

"Скажите, что страна сделает для него все возможное, построим специальный институт, создадим все условия. Но твердо дайте понять, что дорога в Англию для него отныне закрыта".

Капица был в растерянности. Сетовал, мол, в Лондоне у него лучшая лаборатория, отличные материальные условия и работа с самим Резерфордом. Писал своим европейским друзьям, просил привлечь к "инциденту" внимание международной общественности. Не вышло. Пришлось свыкнуться с новой реальностью. Она оказалась ничуть не хуже, лондонской:

"Капице выделили квартиру в центре Москвы – 5-7 комнат. Дачу в Крыму, личный автомобиль. Обещали построить под него целый институт".
Н.Кудряшов "Берия и советские ученые в атомном проекте"

Вместе с тем Капица потребовал выкупить свое первоклассное оборудование у англичан. Под это дело ЦК выделил огромную по тем временам сумму 30 тыс. фунтов.

Капризный, но гений

За строительством собственного Института, оснащенного самым современным оборудованием, Капица следил лично. Мало того, что он сам начертил проект здания, так еще и во время строительства донимал инженеров своей дотошностью, требовал соблюдения всех нюансов. Параллельно сражался с бюрократическими препонами и отбивался от завистливых "коллег по цеху", которые считали созданные для него условия чересчур тепличными и незаслуженными. Когда работы завершились Капица стал таким же руководителем – требовательным и жестким.

-3

Те, кому посчастливилось работать в «Капичнике», оставили восторженные воспоминания о том, как он вникал во все проблемы и максимально использовал потенциал каждого сотрудника:

"В Институте нельзя было держать людей, которые не были бы заняты на все 100%. Ассистентов не было, все работы ученые вели в одиночку. Поэтому Рук не хватало в прямом смысле. Исследователь, придерживающий зубами стеклянную трубку, вакуумную резину, стеклодувную горелку - обычная картина для «Капичника». Лишь иногда привлекали в помощь электротехников. Работала кипела, все работали без продыху".
Н.Кудряшов "Берия и советские ученые в атомном проекте"

Одним словом, Капица никогда не давал поводов для обвинения в «саботаже» и бездеятельности. Во время войны он работал за десятерых:

Всех консультировал, никому не отказывал. Работал на ускорение всех процессов. А его агрегаты выдавали кислород, который поддерживал дыхание оборонных предприятий.
Н.Кудряшов "Берия и советские ученые в атомном проекте"

Спуску властям он тоже не давал, заваливал Москву письмами, в которых критиковал лютый бюрократизм, пропитавший все государство: «То, что в Лондоне решалось одним телефонным звонком, в СССР требовало длительного межведомственного согласования». Капица недовольно писал Сталину:

"Нам надо бы еще культурно подрасти. Не бездумно копировать западные технологии, а добиваться прогресса на основе собственных технологий"
"Если взять два последних десятилетия, то все новые технологии развивались за рубежом. А мы перенимали их, как только они получали признание. Обиднее всего то, что эти достижения брали свое начало именно у нас, но в силу отсутствия благоприятной среды развития не получали".

«Ядерный конфликт» с Берией

Основная «война с властью» развернулась, когда Л.П.Берия возглавил ядерный проект. Планировалось, что Капица будет курировать некоторые направления. Но у него оказалось собственное видение разработки атомной бомбы, предполагавшее предварительную организацию необходимой промышленности. С точки зрения Берии, времени на это не было. В ином режиме Капица работать отказывался. Сыграла роль и личная неприязнь между обоими. В письме Сталину Капица писал:

"Страну двигают ученые. Именно их надо воздвигнуть до патриарших чинов. Без этого ученых трудно заставить трудиться с энтузиазмом на благо страны. Поэтому пора бы таким товарищам, как Берия учиться уважать ученых".

Одновременно обостряется конфликт Капицы с другими учеными, которые находят изобретенный им процесс производства жидкого кислорода неэффективным. Его оппоненты побеждают в споре.

Видимо, совокупность этих событий подрывает доверие Берии и Сталина к Капице – в 46-м ученого увольняют из Института и «ссылают» на дачу, где, впрочем, позволяют устроить исследовательскую лабораторию. Петр Леонидович называет ее «Изба физических проблем»

-4

Ученый-нарцисс

Вернет Капицу на поле широкой деятельности Хрущев. Он предоставит ему простор для научной и общественной деятельности и не будет настаивать на его участии в оборонных проектах, приняв во внимание мнение Капицы:

Мы, ученые, подобны актерам- любим быть на виду, собирать аплодисменты. А военные проекты секретны. Это значит быть похороненным в стенах лаборатории.

Капица и впрямь был человеком публичным и широко культурным. На семинары в «Капичник» приглашались не только ученые, но и деятели искусства. Его снова начнут выпускать за границу. В 1978 он получит Нобелевскую премию. Скажет «нестандартную» нобелевскую речь -не о тех работах, за которые присуждена премия, а о новых:

Свои открытия в той области физики, что касается низких температур, я сделал более 30 лет назад, а сегодня увлечен совсем другими идеями…

И прочтет лекцию о плазме и управляемой термоядерной реакции. Премию государству не отдаст, полностью оставит себе. На посту директор ИФП останется до последнего дня жизни.

Как вы думаете, держал ли он обиду на то, что его в свое время вынудили работать в СССР?