Пока на Западе насчитывают для нашей страны гипотетический "крах" и "кошмар", у них там в экономике их дела в реальности обстоят не очень. "Черная пятница" не даст соврать.
Как пишет Bloomberg, розничные продажи в Великобритании неожиданно в ноябре упали, так как "Черная пятница" не смогла дать своего обычного роста продаж, усугубив кризис стоимости жизни, охвативший сектор розничных продаж.
Как сообщило 16 декабря (в пятницу) Управление национальной статистики, объем товаров, проданных в магазинах и онлайн, упал в ноябре на 0,4%. Продажи без учета автомобильного топлива упали на 0,3%. Экономисты ожидали роста на 0,3% по обоим показателям.
Данные подчеркивают опасения, что Великобритания, как считает Банк Англии, уже находится в рецессии. Потребительские расходы составляют две трети национального производства и являются ключевым фактором роста. Отдельные данные в пятницу показывают, что потребительское доверие продолжает оставаться на самом низком уровне как минимум за полвека.
Снижение в прошлом месяце произошло за счёт онлайн-продаж, а Черная пятница 25 ноября помогла меньше, чем в предыдущие годы. Также снизились продажи топлива для автомобилей, подержанных товаров на аукционах и компьютерных товаров.
Это было частично компенсировано выросшими продажами продуктов питания и напитков [тут возникает вопрос, в штука или фунтах и какова была поправка на инфляцию? - прим. Об этом не говорят], одежды и товаров для дома, а покупателей привлекали скидки в универмагах, которые действовали дольше. Однако любые надежды на то, что повышенные продажи могут продлиться до декабря, похоже, были уничтожены неделей сильного снегопада, низких температур и забастовок на железнодорожном транспорте, которые сильно ударили по розничной торговле и гостиничному бизнесу.
Последние несколько месяцев были нестабильными для ритейлеров. Продажи упали в сентябре из-за дополнительного выходного дня в связи с похоронами королевы Елизаветы II, но резко выросли в октябре. ONS пересмотрело свою оценку за сентябрь в сторону снижения до 1,8% и повысило оценку за октябрь до роста на 0,9%.
Банк Англии и экономисты из частного сектора говорят, что Великобритания сейчас почти наверняка находится в рецессии, а ВВП будет сокращаться в четвертом квартале 2022 году уже второй квартал подряд. Растущие цены и процентные ставки оставили домохозяйства с меньшим количеством денег, чтобы тратить их на предметы первой необходимости, и усилили давление на компании.
Розничные продажи сократятся по итогам квартала, если в декабре не будет роста на 3%. Продажи в ноябре были на 5,9% ниже, чем в ноябре 2021 года. Тем не менее, рост цен означает, что люди тратят больше на покупку одной и той же корзины товаров. Объем продаж за тот же период вырос на 4,2% [без поправки на инфляцию, в номинальном выражении - прим. Об этом не говорят].
Лиза Хукер, руководитель отдела потребительских рынков в PwC, сказала:
«Показатели розничных продаж за ноябрь четко указывают на растущий разрыв между тем, сколько мы тратим, и тем, что мы получаем взамен, что отражает рекордно высокую инфляцию. Несмотря на то, что эти цифры вызывают тревогу у покупателей, покупатели сказали нам, что они планировали совершить большую часть покупок рождественских подарков в декабре этого года, то есть позже, чем в прошлом. Поэтому настоящим испытанием для сектора розничной торговли станет то, как будут проходить распродажи в этом месяце».
Акции ритейлеров в этом году упали на 34%, что сильно хуже падения широкого индекса FTSE 350, поскольку магазины борются с одновременным падением спроса и ростом затрат.
В четверг розничный торговец электроникой Currys Plc снизил прогноз по прибыли после аналогичных снижений прогнозов от таких фирм, как Next Plc и Boohoo Group Plc. Неплатежеспособность в этом секторе достигла самого высокого уровня за десятилетие, среди жертв — ритейлер одежды Joules Group Plc [обанкротились - прим. Об этом не говорят].
Если провести оценку розничных продаж в Великобритании за последний год, то получится, что из 12 месяцев только 2 показали положительную динамику. Все остальные были в минусе.
Оптимистично.