Вчера я упоминала заметки из "Этнографического бюро" кн. В.Н. Тенишева от 1890-х годов (описывалась в них Новгородская губерния), и рассказывала, за что критиковал князь разбогатевшего крестьянина.
Речь в ней шла о том, что гордился крестьянин богатством. И чуть только немного разбогатеет, так сразу начинает кичиться и бахвалиться. А покупает всякие неподобающие излишества.
К таким предметам авторы заметок отнесли чай. Чай — вот что покупал в первую очередь крестьянин, и чем кичился.
Как указывало "Этнографическое бюро":
"Если богатство крестьянина еще больше увеличивается, он улучшает свой стол, пьет чай по несколько раз в день, старается приобрести внешний лоск".
...
"… У кого не хватает средств во многом следовать по стопам местных капиталистов, тот подражает только в чем-нибудь одном и тоже гордится: один, например, каждый день чай пьет два раза, а в праздники еще с кренделями. Соседи часто острят и смеются над такими претензиями: «ишь, ты, — говорит один, — сапогов нет, а чай пьет только и дела. — На что ему сапоги, — ответит другой, — дома без них тепло, а в люди идти надо, у соседа выпросит». Но любитель чаю не смотрит на насмешки...".
Вот этот момент меня удивил. И с чего в этот чай так уперлись? Да и кренделя — всего-то сдобная булка; что в ней роскошного?
В Заметках речь идет о 1890-х годах. При этом, чай начал распространяться и среди крестьян, а не только дворян, гораздо раньше.
Вот что писал этнограф Василий Андреевич Дашков еще в 1842 году:
«Страсть к кофе и чаю весьма замечательна. Олонецкому крестьянину жизнь тягостна, когда не на что удовлетворить этих любимых привычек. В особенности охотники до чаю и кофе жители Лодейнопольского и Вытегорского уездов. В редкой избе не найдете тут у крестьянина самовара»
Хмм... Интересно, в 1840-х годах чай уже вполне распространен как минимум в Олонецкой области (в наше время это частично Ленинградская область, частично Карелия и частично Вологодская область). То есть довольно значительная территория.
И что же, в Новгородской губернии, все было иначе, даже спустя сорок лет? Там чай даже к концу века оставался роскошью, которой можно было кичиться?
Если так, то в какой бедности должны были жить крестьяне в центре Российской империи, если то, что уже было довольно рядовым продуктом на севере, в Новгородской губернии считалось роскошью?
Но я думаю, дело не в том, что крестьяне покупали чай, чтобы кичиться. Просто полюбили очень сильно этот напиток. Не удивительно, чай ведь в России и сейчас очень распространен, а Россия в первых рядах в мире по потреблению чая.
Конечно, чай и кофе как минимум в течение 19 века не все могли себе позволить, даже на севере. Однако, как только крестьянин выходил из ряда бедняков, у него в доме тут же заводятся чай, сахар и кофе на случай гостей или более торжественных дней.
Например, в карельских деревнях (в частности, в Олонецкой губернии) самовар и кофейник подавались на стол одновременно: вслед за чаем тут же предлагали кофе. Сами крестьяне могли то и другое пить одновременно.
Если крестьянин был зажиточным, тогда чай и кофе приобретался семьей в огромном количестве и подавался на стол непременно два, три раза в день.
В некоторых деревнях, особенно в более богатых волостях, например Присвирских, самовар и кофейник почти не сходили со стола: то сосед или приятель, то хороший знакомый человек, кум, сват или другой родственник завернут — и чаевничье нескончаемо.
Если же крестьянин был беден, то он либо не пил эти напитки вообще, либо предпочитал чаю кофе. Варили кофе в большой медной, на подобие чайника, вылуженной посуде с крышкой, рыльцем и ручкой. Для отстоя гущи, туда при варке кофе клали рыбий клей или за его недостатком — рыбью чешую.
О том, что крестьяне очень любили чай и пили его при первой возможности, существует множество свидетельств:
"Олонецкий крестьянин всегда пьёт чай раньше еды, и пьёт его немало. Хозяин полез в передний угол, к иконам и вынул из божницы стручок кайенского перца, уже бывший в употреблении.
- Люблю я его, - говорил он - пробуй, согреешься.
Стручок переходил от одного к другому. Его держат в горячем чае несколько минут, потом переносят в стакан соседа. Из стакана в стакан стручок обходит всех по старшинству, а когда в нём нет нужды опять его прячут в божницу до следующего раза. Его употребляют только в праздники, в торжественных случаях. Разумеется, попробовал и я, и убедился, что это прекрасное согревающее и возбуждающее средство. Кайенский перец с сладким чаем имеет особый крепкий вкус, не поддающийся определению, но думаю, что при нормальных обстоятельствах этот напиток безусловно вреден".
Частенько чай пили с парным молоком. Хотя, могли и без молока. Сахар был большим лакомством, поэтому его кололи на мелкие кусочки. В общем, вариантов было множество, и даже достаточно необычных, на современный взгляд.
Использованные источники:
- Олонецкий край. Круковский М.А.1904 г.
- Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1913.
- М. Г. Салменижская волость // Олонецкие губернские ведомости. 1866. № 23.