Задумались о выборе CRM системы, но не знаете какую выбрать? Прежде чем перейти к обзору CRM на российском рынке, необходимо отметить сложившуюся ситуацию на этом рынке в 2022 году.
Мы можем выделить несколько ключевых тенденций, которые произошли в этом году. Во-первых, уход крупных иностранных вендоров, таких как, SalesForce, Terrasoft, Microsoft Dynamics, ранее работавших на российском рынке. Второй тенденцией стала замена иностранных решений на отечественные в рамках указа об импортозамещении. Как следствие, рынок CRM расширился для отечественных производителей ПО.
Российские компании пытаются занять место ушедших иностранных игроков. Компания «Ланит», к примеру, занимая нишу Terrasoft в России, объявила о поддержке CRM Creatio. Российские интеграторы программных решений для бизнеса, такие как Лига Цифровой Экономики, Glowbite, НОРБИТ, Softline, Navicon, CRMguru, OmniLine расширяют возможности своих продуктов для работы уже внедренных систем CRM. Например, компания «Телефонные системы» разработала коннектор, позволяющий и дальше использовать CRM Creatio (Terrasoft) на базе отечественной экосистемы Oktell Studio.
В рамках работ по импортозамещению Минцифры запустило маркетплейс российского ПО – russoft.ru. На площадке представлено более 1000 программных решений от российских разработчиков. У всех пользователей появилась возможность более эффективного и ответственного подхода к выбору аналогов иностранного ПО. Таким образом клиенты получат доступ к другим российским решениям, помимо уже хорошо известных систем CRM: «Битрикс24», AmoCRM, «1С: Первый Бит», «Простой бизнес». Однако необходимо учитывать, что некоторые CRM системы могут быть узкоспециализированные и разработаны для конкретной сферы бизнеса или же предназначены для малого и среднего бизнеса и не отвечают требованиям крупных компаний со сложными бизнес-процессами.
Выбирая CRM для своего бизнеса, не стоит ограничиваться простым сравнением функционала или стоимости, наиболее известных на рынке решений. Каждому потенциальному заказчику следует прояснить для себя ряд ключевых вопросов.
- Необходимо обозначить требования к функционалу CRM, не только исходя из текущих масштабов бизнеса, но и предусмотреть потенциал его роста.
- Проанализировать наличие на рынке уже реализованных узкоспециализированных решений под вашу сферу бизнеса. Иногда такое решение может оказаться гораздо эффективнее и выгоднее.
- Оценить какие внутренние бизнес-процессы будет затрагивать CRM система. Например, одна из известных систем являясь отличным решением для организации и контроля работы отдела продаж, отмечена низкой адаптируемостью в случае необходимости полноценной автоматизации с другими информационными системами.
- Учесть отраслевые законодательные регламенты, которые могут значительно снизить функциональность вашей CRM системы, если данные требования уже не предусмотрены и не заложены в логику работы самой системы.
- Оценить динамичность вашей сферы, что в свою очередь может повлиять на постоянную адаптацию или перенастройку логики вашей CRM системы.
После того, как вы ответите себе на поставленные выше вопросы, можно приступить к выбору CRM исходя из сравнения функционала разных CRM по классическим параметрам:
- Управление задачами и поручениями - уровень требуемой автоматизации;
- Учет затрат и доходов, конструктор отчетов;
- Катологизация товаров или услуг;
- Лиды/Сделки/Контакты/Компании;
- Уровень интеграции с базами данных;
- Сегментация контактной базы, профили контактов и их аналитика;
- Автоматизированный конструктор документов;
- Коммерческие предложения и выставление счетов;
- Функционал воронок продаж;
- Настройка процессов бизнес-пользователями на базе NoCode/LowCode;
- Рассылка уведомлений по электронной почте или телефонам;
- Уровень интеграции с телефонией;
- Контроль рабочего времени и история коммуникаций;
Если в рамках ваших бизнес-требований необходима лишь часть классических параметров, то ваш выбор упростится. Однако практика показывает, что те функции, от которых вы решили отказаться и которые не поддерживаются выбранной CRM-системой, могут понадобиться в дальнейшем. Подобная ситуация поставит вас перед выбором: работать с ограниченными функционалом и не развиваться или же начинать поиск новой CRM заново. Замена CRM системы сопряжена с большими расходами, временными затратами и внутрикорпоративными конфликтами. Что бы минимизировать подобные ситуации тщательно прорабатывайте ключевые вопросы, озвученные выше. Выбор за Вами.