Сегодня мы затронем немаловажную популярную тему — влияние спорта на успеваемость. Готовы ли вы начинать читать? Надеемся, что ответ — «да», поэтому стартуем!
«Спорт — это составная часть физической культуры, при которой основной упор делается на само физическое развитие человека, укрепление его здоровья и самочувствия» (2). «Физическая активность — это какое-либо движение тела, производимое скелетными мышцами, которое требует расхода энергии» (3).
Спорт сам по себе разноплановый довольно аспект жизни людей: кто-то связывает с ним всю свою жизнь (спортсмены и тренеры, которые с самого детства любят физическую активность); кто-то занимается спортом в качестве хобби. Однако, в современном информационном мире люди (в том числе, школьники и студенты) все больше и больше используют электронные девайсы, вследствие чего существует лишь минимальная необходимость выходить из дома: учеба переходит в онлайн, продукты можно заказать на дом, встречи с друзьями можно также организовывать через социальные сети. Однако, спорт — это очень важный момент, особенно при сидячем образе жизни современных обучающихся.
Ученые провели эксперимент с целью подтвердить тот факт, что физическая активность и спорт оказывают абсолютно разное непредсказуемое влияние на умственные способности.
Учащимся школ предлагалась спортивная игра, а после — тест, принятый во всех школах. Результаты показали, что чрезмерно активная жизнь приводит к ухудшению результатов интеллектуальной деятельности. Оценки за тест ухудшились в большинстве случаев именно у тех учеников, кто активно начал принимать участие в спорте и спортивных мероприятиях (соревнованиях). Это происходит потому, что ученики начинают тратить много времени на спортивное мероприятие и подготовку к нему, уменьшая количество часов, тратящихся на учебу в обычной жизни, время на досуг никак не поменялось. Также интересный момент в том, что активный образ жизни снижает способность учащихся быть спокойными и сконцентрированными, а также может повлиять на самооценку. Самооценка может упасть из-за подобных мыслей: «Я недостаточно худой, чтобы выглядеть достойно в этом спортивном конкурсе» или «Я слишком мало тренируюсь и не смогу занять достойное место». Переживания о спортивной деятельности могут переноситься на привычные дела (учебу), тем самым нарушая успеваемость.
А что делать для того, чтобы спорт не стал угрозой для учебы и хороших оценок? Можно совмещать две эти сферы жизни человека — делать спортивные упражнения, при этом затрагивая и мыслительные процессы, тренируя мозг, так, например:
1️⃣ Можно читать учебник, сидя на велотренажере. Конечно, в спортзале это будет выглядеть странно, однако, если такое оборудование стоит у вас в квартире — рекомендуем пользоваться! Можно таким же способом напечатать какое-нибудь домашнее задание через телефон.
2️⃣ Позвонить одноклассникам или одногруппникам во время ходьбы по беговой дорожке, чтобы узнать домашнее задание или обсудить то, как делать тот или иной групповой проект. Это равносильно тому, что вы бы шли по дорожке в парке (главное, не включать большую скорость).
3️⃣ Обучающие видео или видео, заданные к просмотру в качестве домашнего задания, можно смотреть по время физической нагрузки — это помогает сосредоточиться на содержании ролика, а не на усталости, которую мы можем ощущать, выполняя упражнения. Можно учить языки во время или изучать математику во время выполнения приседаний.
4️⃣ Сочетайте тренировку с перерывами на учебу. То есть, 15 минут занимаетесь + 10 минут перерыв на изучение какого-то задания
Говоря о второй стороне спорта, исследования неврологов подтверждают факт того, что спорт также оказывает и хорошее влияние на работу человеческого мозга:
- Физическая активность ведет к снабжению мозга жизненно необходимым кислородом, поэтому вся информация, получаемая человеком, будет восприниматься лучше;
- Мозг является точно таким же, как и все остальные органы — если мало им пользоваться, он теряет свою работоспособность. Здесь как раз подходит вариант спортивных занятий, кровь приходит в мозг и делает его сильнее;
- Моторика — тот же самый спорт, только для пальцев. Если заниматься упражнениями по мелкой моторике или часто делать что-либо руками (например, вышивать) — мозг также исправно будет функционировать;
- А если говорить о пожилых людях, занятия спортом или, как минимум, отсутствие полного сидячего образа жизни замедляет процесс развития болезней по типу Альцгеймера или склероза.
Однако, не стоит резко бросать привычный образ жизни и начинать «жить спортом». От этого вашему мозгу станет только хуже — если тело ощутит непривычную для себя обстановку, оно выдаст сбой. В первую очередь, такой сбой пойдет на мозг, что приведёт к стрессу, срывам, депрессии. Начитайте заниматься спортом постепенно. Если вы ранее этого не делали — начните с прогулок, делайте минимум по 10 тысяч шагов в день.
Главное правило, которое можно извлечь после прочтения — важно правильно расставлять жизненные приоритеты. Если главная задача обучающегося — совершенствоваться в науке (любой области), не стоит погружаться в спорт с головой, достаточно лишь делать зарядку или тренироваться себе в удовольствие. Люди, которые заинтересованы в профессиональном спорте — наоборот, должны снизить восприятие неуспеваемости в каких-либо предметах. Главное, сразу понять, какая из областей интересует человека больше, чтобы в дальнейшем не возникало проблем.
Оставайтесь с нами и вы узнаете много нового! Сделаем научное простым и интересным❤️
[Используемые источники]:
- Golsteyn, B. H. H., Jansen, M. W. J., Kann, D. H. H., & Verhagen, A. M. C. (2020). Does Stimulating Physical Activity Affect School Performance? Journal of Policy Analysis and Management, 39(1), 64–95. https://doi.org/10.1002/pam.22156
- ЧТО ТАКОЕ СПОРТ? Живу Спортом! Retrieved December 12, 2022, from https://xn--b1ahgrjafjgng.xn--p1ai/article/chto-takoe-sport
- World Health Organization. Физическая активность. World Health Organization. Retrieved December 12, 2022, from https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/physical-activity