С процессом утилизации связано огромное количество мифов, возникновение которых обусловлено сильнейшим воздействием маркетинга на умы людей. Сегодня мы разберёмся, откуда же берут своё начало самые распространённые заблуждения, связанные с переработкой пластмассы, и объясним почему подавляющее большинство пластика попросту нельзя переработать.
На картинке выше изображены знакомые всем символы. Завидев их на упаковке, мы сразу понимаем, что продукт в дальнейшем может быть переработан. Однако есть одна загвоздка: на данной картинке лишь последний знак имеет непосредственное отношение к рециклингу.
Универсальный символ переработки, представляющий собой ленту Мебиуса, разделённую на три стрелки, был создан в 1970 г. американским графическим дизайнером Гэри Андерсоном. Обозначение получило статус общественного достояния, а не товарного знака, что впоследствии сыграло на руку Обществу пластмассовой промышленности (the Society of the Plastics Industry), которое в 1988 г. разработало систему классификации пластиковых смол. Созданный Идентификационный код смолы (Resin identification code, RIC) позволял определить, благодаря цифре от 1 до 7, из какой исходной смеси изготовлено изделие. Примечательно то, что графическое обозначение этого кода крайне схоже с символом переработки. Разумеется, это было сделано умышленно! Но об этом чуть позже...
А теперь краткий экскурс в историю: во время Второй мировой правительство США обязало компании, изготавливающие пластик, объединить силы, чтобы улучшить качество разработок и повысить производственную мощность. Лёгкий и гибкий материал нашёл широкое применение в боевой технике, а его производство было увеличено на 300%. Именно этот период считается началом становления пластмассовой промышленности.
Поскольку пластик изготавливают из нефти и природного газа, то и пластиковые компании возникли из корпораций по ископаемому топливу (fossil fuel corporations) и химической промышленности. Неудивительно, что образовавшееся в 1937 г. Общество пластмассовой промышленности в дальнейшем будет лоббировать интересы именно нефтегазовой индустрии.
С окончанием войны заканчивается и повышенный спрос на пластик. Общество пластмассовой промышленности вместо снижения объёмов производства проводит масштабную рекламную кампанию, чтобы американцы, прежде не использовавшие пластик, ощутили острую потребность в его приобретении.
И это действительно сработало. Люди начали активно покупать товары из пластмассы, но не выбрасывали их после, а продолжали использовать повторно. Индустрии такое бережливое отношение к вещам, разумеется, не шло на пользу, поэтому в рекламу был добавлен яркий акцент на слово одноразовый.
К 1960 г. пластик уже обогнал алюминий по количеству произведённых изделий, став одной из крупнейших индустрий в США. Однако такая безрассудная любовь людей к расточительству не продлилась долго, и 22 апреля 1970 г., в самый первый День Земли, состоялась акция протеста. 20 миллионов человек посетили демонстрации по всей стране (60-70-е г. были временем активных студенческих движений, т. наз. молодёжный авангард, поэтому такое огромное число участников). Цель: оказать давление на правительство, чтобы в последующем были приняты законы по защите окружающей среды. Одним из центральных объектов обвинения являлась пластмассовая промышленность.
Компании-производители осознавали, что тактику необходимо менять, ведь с имиджем абсолютного злодея-загрязнителя далеко не уедешь. Но вместо того, чтобы вложить время и деньги в разработку менее вредоносной продукции, индустрия вновь решила прибегнуть к маркетинговым инструментам, дабы убедить потребителя в том, что вина целиком лежит на нём. Перекинуть ответственность за загрязнение хорошо помогли подставные некоммерческие организации (front groups), типа "Сохраним Америку Красивой" (Keep America Beautiful), которая запустила известную рекламу с плачущим индейцем.
Вложенные миллионы на время выправили положение: суду общественности подверглась собственная экоответственность. Люди чаще стали выбрасывать мусор в мусорные баки, было запущенно несколько региональных программ по переработке отходов, но, когда в 1987 г. возникли требования о прекращении производства одноразового пластика, индустрии снова пришлось выкручиваться.
В 80-х г. Общество пластмассовой промышленности всерьёз решило исследовать тему переработки и с ужасом обнаружило, что пластик не может быть переработан множественное число раз. Те же химические свойства, делающие его пластическим и гибким, ухудшают состояние пластика после одной или двух переработок. Однако гораздо более проблематичным было то, что переработка - это дорогостоящее, трудоёмкое мероприятие, а производство изделий из ископаемого топлива почти всегда дешевле.
Невзирая на то, что рециклинг, очевидно, не смог бы спасти планету от загрязнения злополучным пластиком, корпорации решили убедить людей в том, что переработка действительно работает, дабы индустрии удалось избежать запрета на производство пластмасс.
"Если общественность думает, что рециклинг работает, то она не будет так обеспокоена состоянием окружающей среды." Ларри Томас бывший президент и лоббист Общества пластмассовой промышленности
В 1988 г. была создана очередная прикрывающая компания Совет по решению проблем твёрдых отходов (The Council for Solid Waste Solutions), которая благополучно пролоббировала в 40 штатах законопроект, обязывающий указывать новый символ на каждом пластиковом изделии, произведённом в Америке.
И вот, наконец, Идентификационный код смолы - в сущности, лишь способ сказать, из какого типа пластика изготовлен продукт. Главная функция данного нововведения - вызывать положительную ассоциацию у покупателя, приобретающего товар со знаком (как ему кажется) переработки. По официальной версии предполагалось, что коды упростят процедуру сортировки отходов, но ситуация, конечно же, наоборот, усугубилась, ведь из-за вызывающего путаницу треугольника в пункты приёма автоматом попадала каждая неликвидная пластиковая тара.
Из 7 видов ИКС в большинстве случаев вторсырьём становятся 1 (PET) и 2 (HDPE), и даже у них малый шанс быть переработанными; зато этот гибридный значок стоит чуть ли не на каждом куске пластмассы... забавно.
За последние полвека только 9% всего произведённого в мире пластика было подвержено переработке, а из них лишь 10% было переработано более одного раза. (Значения катастрофически малы!) Важно понимать, что рециклинг - это борьба с последствиями, а не с корнем проблемы, и даже самая модернизированной инфраструктура не в силах самостоятельно остановить загрязнение пластиковыми отходами, но, как часть комплексного подхода, переработка всё же является необходимой составляющей.
Решение проблемы загрязнения пластиком очевидно: запретить производство одноразового пластика или хотя бы значительно сократить его объёмы; но индустрия всеми возможными методами старается не допустить одобрения общественностью такого запрета, путём подмены понятий, сомнительных альтернатив и прочих бесчестных уловок.
Несмотря на трудности, связанные с введением такого запрета, в ряде стран, таких как Франция, Грузия, Италия, Кения, уже отказались от использования полиэтиленовых пакетов на законодательном уровне. Теперь главное, чтобы эта инициатива распространилась на другие государства; и надеюсь, что в ближайшем будущем очередь дойдёт и до России.