2,3K подписчиков

Как Ли ‘Скрэтч’ Перри пытался спасти Пола МакКартни от тюрьмы

210 прочитали

Ли ‘Скрэтч’ Перри (годы жизни 1936-2021) называют исполином регги и пионером даба. Это был плодовитый певец регги, продюсер и мастер студии, который заново изобрёл этот жанр и раздвинул границы ямайской музыки.

〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰

Письмо Пола МакКартни Принсу

Фотоколлаж: Пол и Линда (издеваются над японцами)) и Ли ‘Скрэтч’ Перри
Фотоколлаж: Пол и Линда (издеваются над японцами)) и Ли ‘Скрэтч’ Перри

О Ли ‘Скрэтч’ Перри и его работе

“Ли Перри невозможно было раскусить - он Сальвадор Дали в музыке, - сказал Кит Ричардс в интервью Rolling Stone в 2010 году. - Он - загадка. Мир - его инструмент. Ты должен просто слушать. Будучи чем-то большим, чем просто продюсер, он знает, как вдохновить душу артиста. Как и Фил Спектор, он обладает даром не только слышать звуки, которые приходят ниоткуда, но и переводить эти звуки музыкантам. Скрэтч - шаман”.


Благодаря своей популярности на
Ямайке и в Великобритании, где его сингл 1968 года “People Funny Boy” вошёл в пятёрку лучших хитов, в 1973 году Перри смог построить свою собственную студию на заднем дворе в Кингстоне, которую он назвал Black Ark Studios (“Чёрный ковчег”). Здесь художественное творчество Перри привело его к расширению относительно устаревших возможностей студии звукозаписи для создания своих ”версий”. Как архитектор ремикшированного звука, Перри наслаивал (или накладывал) свои собственные ритмы с повторяющимися вокальными хуками, взятыми из других песен, - обеспечивая тем самым основу для сэмплирования в других жанрах - наряду с глубоким, раскатистым басом, отклоняющимися от норм звуковыми эффектами и бестелесными духовыми мелодиями, смешанными в кучу.

Письмо Джорджа Харрисона к Астрид Кирхгерр

〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰

〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰

Однако после выхода Return of the Super Ape от Перри и его аккомпанирующей группы The Upsetters в 1978 году - и после того, как такие артисты, как Пол и Линда МакКартни (“Mister Sandman“, “Sugartime“), обратились к услугам Перри в его домашней студии - эра Чёрного Ковчега начала медленно угасать, когда Перри перенёс психическое расстройство. Согласно легенде, Перри в конечном итоге сжёг студию в 1983 году.

После этого Перри переехал сначала в
Англию, затем в США, пока в конечном итоге не поселился в Швейцарии со своей семьёй. Он оставался плодовитым в течение следующих трёх десятилетий, ежегодно выпуская новые альбомы как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими артистами.

Как Пол МакКартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр прожили 80-е

О студии Black Ark Studios и влиянии на чету МакКартни

Говорят, что Ли ‘Скрэтч’ Перри благословлял студию Black Ark Studios, выпуская густые клубы едкого дыма над инструментами. На сохранившихся фотографиях Black Ark, расположенной позади семейного дома пионера даба в Вашингтон-Гарденс в Кингстоне, Ямайка, запечатлён Перри, втиснувшийся в крошечный сарай, битком набитый аудиооборудованием. Это больше похоже на спальню современного меломана, чем на профессиональную студию звукозаписи, но не обманывайтесь. Несмотря на примитивную обстановку, Black Ark выпустила некоторые из самых инновационных записей музыки в стиле даб 1970-х годов, а также послужила творческим центром для таких английских рок-звёзд, как The Clash и Пол МакКартни, который записывался в Black Ark Studios со своей группой Wings между 1972 и 1979 годами.

Black Ark функционировала чуть менее
шести лет, закрыв свои двери в 1979 году после того, как Перри, вооружившись волшебным маркером, нацарапал неразборчивые сообщения чёрными чернилами на каждой доступной поверхности, а затем сжёг студию дотла. Если бы кто-то осмотрел пепел, он бы нашёл зёрна безудержного творчества, которое определило расцвет Black Ark - когда Ли ‘Скрэтч’ Перри начал оттачивать звучание даба, беря старые записи и манипулируя ими; замедляя грувы и добавляя длиннохвостые задержки в этот микс, чтобы создать новую высокоинтеллектуальную форму регги.

Как МакКартни с Харрисоном одеяло спёрли

〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰

〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰

Black Ark открылась в том же году, когда Перри отдалился от Боба Марли и The Wailers. После того, как он помог превратить группу из лощёного вокального трио в мятежных борцов за музыкальную свободу, кем они в конечном итоге и стали, Перри вскоре вообще отошёл от формата группы и начал исследовать бесконечные возможности, предвещаемые инновациями в музыкальных технологиях. Перри, как оказалось, был первым продюсером на Ямайке, который использовал драм-машину, которую он применил на незавершённом треке Марли ‘Rainbow Country’ и на ‘Natural Mystic’.

Все эти инновации сделали Black Ark объектом восхищения британских
пионеров панка и знаменитых поклонников регги, The Clash, которые пытались приехать в студию Перри в 1977 году, чтобы записать кавер-версию песни Джуниора Марвина ‘Police and Thieves’, в то же время надеясь переманить Перри в качестве продюсера для своего следующего сингла ‘Complete Control’. Но этому не суждено было сбыться, и The Clash так и не добрались до Кингстона.

Классический трек: “Junior’s Farm”, Paul McCartney and Wings

Пол на Ямайке, 1979 год. Фото Линды МакКартни
Пол на Ямайке, 1979 год. Фото Линды МакКартни

Тем не менее, их поддержка работ Перри в сочетании с его известными своей необычностью продюсерскими методами помогли значительно повысить авторитет Black Ark - настолько, что Пол МакКартни решил попросить Перри помочь продюсировать распустившуюся пышным цветом, но в конечном итоге неудачную сольную карьеру его жены Линды.

Пол и Линда прилетели в Кингстон в конце 70-х, чтобы записать подборку каверов на подростковую поп-музыку 50-х годов, включая ‘Mister Sandman’ группы The Chordettes и ‘Sugartime’ Сестёр Магуайр. Эти треки были выпущены только после смерти Линды, появившись на её посмертном альбоме 1998 года Wide Prairie. Продюсирование Перри просвечивает насквозь, делая насыщенным то, что в противном случае было бы невыразимо монотонной пластинкой в стиле ‘Марсельезы’ в сдержанно спокойном регги-исполнении Сержа Генсбура.

Линда МакКартни: пионер вегетарианства

〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰

〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰

Письмо Ли ‘Скрэтч’ Перри в поддержку Пола

ТРАВКА ПРИНАДЛЕЖИТ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВУ
Ли ‘Скрэтч’ Перри - министру юстиции Токио
21 января 1980 года

Во время проверки багажа
16 января 1980 года, когда Пол МакКартни въехал в Японию, таможенники обнаружили среди его вещей 7,7 унции марихуаны - добыча, которая могла привести к нескольким годам тюрьмы, но, к счастью для Битла, привела к девятидневному пребыванию в токийской тюрьме и отмене турне Wings по одиннадцати городам Японии. Его депортировали после освобождения и предупредили, чтобы он никогда не возвращался. До этого символического нагоняя фанаты по всему миру опасались худшего для Макки, и сообщения о его поддержке материализовывались отовсюду. Но кульминацией всего этого испытания стало событие - спустя пять дней с начала его заключения, - когда его друг - эксцентричная неподражаемая легенда регги Ли ‘Скрэтч’ Перри - написал письмо министру юстиции Токио, пытаясь оказать поддержку Полу.

Лучшие коллаборации Пола МакКартни: 11 удивительных дуэтов

Текст письма №26 из книги Letters of Note: Music Ли ‘Скрэтч’ Перри:

"21 ЯНВАРЯ 1980 ГОДА
КОВЧЕГ ЗАВЕТА
5, КАРДИФФ КРЕСЕНТ ДР.
КИНГСТОН, ЯМАЙКА
ВОЗДУШНЫЙ СИГНАЛ БЕЛОГО ДЫМА
БАЗА ЗЕМЛЯ-ЛУНА
ДОМ ЗАКОНА ТОЛЬКО ДЛЯ ИУДЕЕВ
ИЗРЕАЛЬНЫЙ МАЯК

МИНИСТРУ ЮСТИЦИИ
1-1-1 KASUMIGASEKI
CHIYODA-KU
ТОКИО, ЯПОНИЯ

Уважаемые господа!
Я, ЛИ ПАЙПКОК [игра слов: что-то вроде "павлин с трубкой". Прим.перев.] ДЖЕКСОН ПЕРРИ, хотел бы с ЛЮБОВЬЮ выразить свою озабоченность по поводу того, что вы считаете четверть килограмма чрезмерным количеством травки касаемо мастера ПОЛА МакКАРТНИ.

Как творец ЛЮБВИ природы, света, жизни и всего сущего под солнцем творения, позитивных чувств через песни, хороших времён и никаких проблем. Я считаю, что Травяные силы мариянны в её широко признанных способностях расслаблять, успокаивать и генерировать позитивные чувства, являются обязательными.

Травка принадлежит его Величеству. Все исполнители позитивных направлений и Иррациональности свободы. Пожалуйста, не считайте количество задействованной травки чрезмерным.

Намерения мастера ПОЛА МакКАРТНИ позитивны.

МАЛЫШ СИНЕ-ЗЕЛЁНАЯ ЗВЕЗДА
ПАЙПКОК ДЖЕКСОН
ЛИ ‘СКРЭТЧ’ ПЕРРИ
БАННАНА ГЛАЗ Я ПЕН ЙА
ЗАЩИТНИК ЛЮБВИ ПРИРОДЫ".

Любимая африканская песня Пола МакКартни

〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰

〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰

Перевод: © Lily Snape
Источники:
Здесь, Здесь и Здесь
Первоначальные
публикации в этой группе

♥ Спасибо, что прочитали, лайкнули, прокомментировали и подписались! ♥