Найти в Дзене
ИОТ-университет

Практикум: Образовательное пространство и студент в ИОТ

Оглавление

В рамках Второй всероссийской ИОТ-конференции состоялся практикум, где свои мастерские представили Тюменский и Томский государственные университеты, а также ИОТ-университет и Modeus. Они раскрыли роль преподавателя в современном вузе, разные аспекты навигации студентов по образовательным траекториям, возможности проектирования образовательного пространства для ИОТ, а также ноу-хау в анализе big data.

Путь студента в ИОТ

Как работать с образовательными результатами? Как формировать путь студента (то есть способ освоения образовательных результатов) с использованием методики SJM? Как управлять опытом студента в модели индивидуализации? Ответы на эти вопросы попытались сформулировать на мастерской ИОТ-университета руководители образовательных программ и ответственные за образовательную политику в вузе. Им помогал лидер практики управления изменениями ИОТ-университета Александр Елисеенко: «Если посмотреть на студентоцентричность с точки зрения практик, возникает вопрос: когда мы проектируем что-нибудь образовательное и не только, является ли предметом проектирования студент и его опыт?»

Образовательное пространство vs учебный план

«Чем образовательное пространство отличается от традиционного учебного плана? В парадигме Modeus при подготовке образовательного процесса сначала прописываются все образовательные возможности, из них формируется образовательное пространство, а уже внутри него конструируются учебные планы», — консультант-аналитик Modeus Григорий Печенкин представил на Второй всероссийской ИОТ-конференции особенности проектирования образовательного пространства для индивидуальных образовательных траекторий. Участники мастерской Modeus смогли почувствовать себя в роли руководителя образовательной программы, перед которым стоит задача внедрить в традиционную модель обучения элементы индивидуализации. В рамках воркшопа гости познакомились с различными вариантами интеграции ИОТ в образовательный процесс, начиная с элективов и заканчивая уровневым обучением.

Студент в ИОТ: игра в карты

Если в проектируемом образовательном пространстве студенты могут выбирать содержание или формы освоения учебных модулей, администратору процесса необходимо настроить простую и понятную систему навигации. Как это сделать, на специальном практикуме в рамках Второй всероссийской ИОТ-конференции рассказала и показала начальник управления индивидуальных образовательных траекторий ТюмГУ Надежда Федорова:

«Весь образовательный процесс „закартировать“ можно, но вряд ли это будет подъемно. В ТюмГУ на карту переносят переходы между образовательными программами. Планируется также сделать вторую карту: составить компетентностный профиль, то есть набор навыков, предельное количество „скилов“. Возможны и другие варианты карт. Например, переходы между формами обучения — онлайн и офлайн. Чтобы приступить к созданию карты, надо сначала схематически визуализировать образовательное пространство, выявить в нем избыточность и нанести систему координат, сделать понятную разметку. Например, если представить образовательное пространство на классическом графике, тогда одной из осей может быть срок обучения, а другой — трудоемкость. Есть три главных требования к созданию карты: масштаб, соразмерность и понятность элементов. Элементы нужно графически, визуально оформить, а также установить между ними связи».

-2

Соцсети студентов — big data в образовании

Исследователи, работая над решением важных актуальных задач, занимаются сбором и обработкой информации. В настоящее время значительный массив социогуманитарных данных сосредоточен в социальных сетях. Современный ученый должен уметь работать с этими каналами информации. Методологию обработки мнений и настроений российского студенчества в соцсетях раскрыл на Второй всероссийской ИОТ-конференции заведующий научно-исследовательской лабораторией прикладного анализа больших данных ТГУ Вячеслав Гойко в рамках мастерской по анализу больших данных в образовании. Участники воркшопа ТГУ получили представление о возможностях использования открытых данных для реализации научных и прикладных проектов, а также смогли потренировать навыки сбора и первичной обработки информации в процессе мониторинга социальных сетей.

Результаты исследования «Взаимодействие студентов и преподавателей как один из факторов качества образования в вузе»:

- пики активности в публикациях по данной категории связаны с окончанием семестров;

- позитивно-нейтральных сообщений гораздо больше, чем негативных;

- количество сообщений не коррелирует с периодами роста числа заболевших COVID-19, что говорит о том, что в исследуемый период студенты уже не связывают с пандемией особенности взаимодействия с вузом, данные процессы нормализовались.