Найти тему
В Российской академии образования (РАО) прошла научно-проектная сессия «Новые модели профессионального образования в парадигме кадровых потребностей сельских территорий и малых городов». Сессия организована РАО, РГУНХ и НОП Ирина Гордина, заместитель генерального директора CUSTIS, директор мероприятий ИОТ-сообщества: «Наша компания занимается гибкими образовательными моделями. Наверное, вы слышали про платформу Modeus, которая сейчас на себе поддерживает индивидуальные образовательные траектории практически 70 тысяч студентов в крупнейших вузах на технических и гуманитарных специальностях. Мы очень надеемся, что аграрные вузы тоже к нам присоединятся, потому что вопрос мотивации студентов для них является ключевым. Мы знаем, что ребята поступают в аграрные университеты либо по душевному своему расположению (их малая часть), если они приезжают из сельской местности и хотят в нее вернуться высокооплачиваемыми специалистами, либо ребята, которые хотят получить «какое-то» высшее образование, но не очень понимают, возьмут ли их куда-то еще. Что происходит дальше? Дальше за время обучения они либо себя находят у партнеров вуза, либо трудоустраиваются не по специальности и не в аграрный сектор - и цифры этих потерь выше, чем трудоустройство не по специальности в среднем по отраслям. Здесь мы видим несколько путей решения проблемы: один из них — это внедрение гибких образовательных, очень практикоориентированных моделей, когда в образовательный процесс включаются и технологические партнеры, и промышленные партнеры, а обучение происходит, например, непосредственно на территории - в современных агрокомплексах. Наша платформа позволяет включать и внеучебную деятельность и самые разные типы учебных встреч в комплексный образовательный процесс. На платформе мы решаем проблему мобильности преподавателей, то есть преподавания в нескольких университетах, удобства графиков для специалистов-практиков, и мобильности студентов, когда перемещения происходят в удобное для всех время и место. Всем этим мы умеем очень хорошо управлять, поэтому какую бы образовательную модель не выбрали вузы (или в нашем случае, что очень важно для агровузов, это сетевые модели, когда происходит обмен и контингентом, и преподавательским составом), мы способны это удерживать. Что еще важно — это развитие дополнительного профессионального агро образования для уже взрослых людей. Здесь ресурс, который есть у агрокомплекса огромный — это профессия второго выбора. Когда люди в возрасте 40−50 лет с детьми понимают, что они не хотят жить в городе, они не вписываются в цифру или не хотят соответствовать тому ритму, который задает городская жизнь — они готовы освоить нечто новое и уехать за экологией и размеренностью»
3 дня назад
В Российской академии образования (РАО) прошла научно-проектная сессия «Новые модели профессионального образования в парадигме кадровых потребностей сельских территорий и малых городов». ❤️ Ольга Петрова, заместитель Министра науки и высшего образования РФ: «Я хочу поблагодарить за дискуссию на площадке Российской академии образования, где коллеги абсолютно точно имеют методики и ту самую научную фундаментальную базу, которая поможет нам правильно выстроить и синхронизировать нашу деятельность и решить поставленные задачи: как подготовить квалифицированные кадры; как создать агроклассы; как найти колледж, который рядом, если мы говорим про муниципалитет и колледж; как найти и правильно выстроить связь с университетом, который будет выстроит свою программу так, что студент будет постоянно возвращаться в свой регион? Очень важно, чтобы наши ребята чувствовали, что знание, которое они получают, им пригодилось. И сюда, конечно, включены наши ценности, на которые мы делаем акценты — 309 указ задает нам рамку, по которой мы двигаемся: правильно выстроенную систему воспитательной деятельности с акцентами, которые подчеркивают значимость каждого студента, каждого человека, его важность и его вклад, который он делает для развития малого города, для развития своей территории. Мы должны помнить об этом на протяжении всего периода обучения, и здесь, безусловно, важны работодатели, которые могут предлагать свои подходы к образованию».
3 дня назад
11 марта состоялась экспертная дискуссия «Вовлекай и обучай: интерактивные подходы к образовательному процессу». Организаторами выступили МТС Линк совместно с Экспертно-аналитическим центром «Научно-образовательная политика» ❤️ Елена Певцова, ректор РГУНХ (Университет Вернадского): «❤️Я еще раз хочу повторить, что даже у многих учителей, с которыми мы сегодня работаем в системе интерактивного взаимодействия, переподготовки и повышения квалификации, нет устойчивых представлений о современности агропромышленного комплекса, о цифре, о тех абсолютно новых профессиях, которые сегодня появляются в системе обеспечения продовольственной безопасности. Это связано и с тем, что в родительском сообществе сложилось отторжение от того, что будущее своего ребенка можно было сопрягать с деревней, с сельскими территориями. ❤️Сегодня мы видим, что именно там возникают те точки роста, которые формируют, воспитывают и грамотно выстраивают образовательную траекторию этого человека. Мы видим большое внимание наших ребят, которые поступают в университет Вернадского, чтобы действительно проявить себя на сельских территориях в различных регионах нашей страны. ❤️Для нас очень важным является воздействие на сознание ребенка, это и воспитательный эффект, и абсолютно переформатирование целеполагания, того понимания, которое складывается в обществе в отношении возможного лидерства в будущем. Еще одна принципиально важная для нас задача, которую я очень надеюсь, что мы успешно завершим и будем работать совместно с коллегами, это задача, которая связанна с активным внедрением индивидуальных образовательных траекторий»
1 неделю назад
11 марта состоялась экспертная дискуссия «Вовлекай и обучай: интерактивные подходы к образовательному процессу». Организаторами выступили МТС Линк совместно с Экспертно-аналитическим центром «Научно-образовательная политика» 📢 Альбина Бикбулатова, директор департамента по работе с образовательными организациями Российского общества «Знание»: «Сегодня воспитание является неотъемлемой частью образования. Мы как Российское общество знания, как просветительская организация во многом берем на себя миссию по внедрению интерактивных форматов и поиску тех инструментов, которые могли бы сделать обучение и воспитание достаточно понятным для молодежи и детей. ❤️Я приведу несколько примеров: у нас в школах есть «Разговоры о важном» и уроки «Россия — мои горизонты» — это профориентация. Там, безусловно, для того, чтобы заинтересовать ребят и поговорить на сложные темы, используется аудиовизуальный контент, интеллектуальные игры или квизы. Мпонимаем, что сегодня ребята очень много времени проводят в цифровом пространстве, и это большой вызов для нашей системы и воспитания, и образования, потому что мы, работая над Стратегией образования, увидели, что наши зарубежные контрагенты, которые борются за внимание ребят, в образовательном поле очень хорошо работают в цифре. Мы же все свои образовательные и воспитательные мероприятия в большей степени строим в оффлайн формате. С одной стороны в этом наша сила, но с другой стороны в этом и наша уязвимость, потому что бизнес сегодня очень хорошо работает с онлайн образованием; а госсектор, несмотря на все беспрецедентные попытки создания онлайн ресурсов и иных форматов, не всегда хорошо умеет это использовать. Конечно, есть проблема и в педагогах, и в самой структуре российского образования. ❤️В высшей школе с этим все гораздо лучше. Все декларируемые заявления про цифровизацию образования перестали быть декларациями в пандемию, потому что объективно люди вынуждены были уходить в цифру, и тогда выявилось очень много проблемных точек. Не все, что декларировалось, оказалось правдой, поэтому мы сейчас говорим о цифровизации образования, и, прежде всего, о тех новых форматах, с которыми мы выходим в образовательное поле. ❤️Со своей стороны я могу сказать, что «Знание» активно развивает проект Знание.Академия, несмотря на то, что эта Академия не дает никакого документа, у нас огромное количество пользователей, то есть действительно есть запрос. Это студенты, это педагоги школ, это даже родители, что очень хорошо. На мой взгляд, это говорит о том, что мы прививаем определенную культуру самообразования, мотивации, потому что для того, чтобы учиться онлайн, нужно иметь очень сильную мотивацию. ❤️Что еще мы делаем? Мы стараемся встраивать в реализацию образовательных программ наш образовательный контент, особенно просветительский. Очень часто мы передаем контент, который забирают вузы для организации вспомогательного изучения дисциплин, то есть в самостоятельной работы, либо подготовки к курсовым работам и т.д. Поэтому здесь мы, как просветительская организация, как медиаторы, стараемся сохранять баланс между оффлайн мероприятиями — это наша сила российского образования, и цифровыми форматами. Мы понимаем мировые тренды и стараемся не забывать о том, что молодежь сейчас другая: очень много работает в цифре, и ищем такие форматы, которые бы образовывали молодёжь и оказывали большой воспитательный эффект.
1 неделю назад
11 марта состоялась экспертная дискуссия «Вовлекай и обучай: интерактивные подходы к образовательному процессу». Организаторами выступили МТС Линк совместно с Экспертно-аналитическим центром «Научно-образовательная политика» 🎙 Ксения Горячева, первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию: «Когда мы сегодня рассуждаем о депутатстве и о роли парламентариев, мы говорим не только о законах и нормах, но и об общественных настроениях и людях. И как ни крути, сегодня к цифре и к технологиям у людей много вопросов: кто-то является их активным сторонником, кто-то — активным противником. Зачастую взгляд на технологии, как на врага, связан с мнением, что технологии/цифра убивают живое общение, другими словами теряется человекоцентричность, возможность действительно проверить качество образования и его процессы обучения. ❤️Если мы говорим, например, о медицинском образовании, то здесь парламентарии выступили за то, что оно не может существовать только в цифровом формате, даже при повышении квалификации может быть гибридный формат. Есть огромное количество других профессий, которые позволяют нам в дистанционном формате приглашать на программы самых лучших преподавателей, специалистов и в очередной раз показывать, что технология — наш друг. Поэтому сегодня цифровизация образования — это не тренд, это необходимость; это тот шаг, который нам необходимо сделать. ✔️Когда мы сегодня говорим об интерактивности, хотелось бы, чтобы мы возвращали ее в рамку эффективности, потому что нередко, приезжая в разные образовательные учреждения, разные центры, я вижу огромное количество классных аудиторий, где очень много интерактивного оборудования, однако видно, что включается оно раз в год. Здесь и ФОИВам, и тем, кто работает на местах, важно организовывать обучающие программы и обучать педагогов, которые работают со всем этим оборудованием —погружать их в цифровые форматы. ❤️Возвращаясь к образовательным процессам, хочу отметить, что очень важно вырабатывать и создавать оптимальные и удобные механизмы обучения. Например, в новом корпусе ТюмГУ уже сейчас: есть аудитории, где адаптирована гибридная модель введения пары, когда она проводится в очном формате и одновременно транслируется онлайн, куда может подключиться несколько сотен человек. При этом они выводятся на экран, их видят люди в зале. Поэтому такие гибридные форматы — это одна из наших навигаций. 🔶Нам необходим стандарт качества интерактивного образования для того, чтобы это образование было не эффектным, а было эффективным. Нужно создать ориентир для образовательных организаций: системное внедрение цифровых технологий, сопровождение по внедрению, обучение работе с программным обеспечением. 🟨Одна из идей, которая родилась в обсуждении перед этой сессией с моей командой, — попробовать внедрить наставников для каждого студента. Какие-то университеты это уже делают, когда есть некоторая аналитика успеваемости пар, есть индивидуальные траектории».
1 неделю назад
11 марта состоялась экспертная дискуссия «Вовлекай и обучай: интерактивные подходы к образовательному процессу». 🟥Организаторами выступили МТС Линк совместно с Экспертно-аналитическим центром «Научно-образовательная политика» ✍ Ольга Петрова, заместитель Министра науки и высшего образования РФ: «Мы все прекрасно понимаем, что именно вовлечение и деятельностное участие — это один из инструментов повышения качества и эффективности образования. Воспитание путём деятельности также улучшает результаты, например, практики, которые мы реализуем и совместно делаем: курс «Обучение служением», где мы путём деятельности показываем и прививаем ребятам дополнительные компетенции, знания и навыки. В итоге развивающее обучение, когда идет не только образовательный процесс, но и дополнительные воспитательные практики и элементы, становится необходимой частью формирования гармонично развитой личности. Абсолютно точно могу сказать, что обучение через вовлечение, когда используются смешанные форматы обучения, когда мы даем студентам возможность самостоятельно находить материалы, используя дистанционные форматы, то у студентов формируется, во-первых, взрослость и понимание. При этом важно, что студент сам становится активным участником формирования своего образовательного пространства/процесса. Сама обучающая среда, которую мы создаём в системе высшего образования, тоже является важным элементом, формирующим естественно и гармонично развитую личность. Она позволяет нам создать все необходимые условия для того, чтобы наши национальные цели и показатели, которые сформулированы в 809 указе, тоже были достигнуты. Активное деятельное участие здесь является залогом того, что мы получаем на выходе настоящего гражданина, патриота, неравнодушного, понимающего и знающего человека. А достигается только путем вовлечения и активного подхода к жизни».
1 неделю назад
11 марта в 16:00 (Мск) состоится экспертная дискуссия «Вовлекай и обучай: интерактивные подходы к образовательному процессу», организованная МТС Линк совместно с Экспертно-аналитическим центром «Научно-образовательная политика» (НОП). В чём важность интерактивного образования? 🙂 Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков поддержал предложение перевести федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) в цифровой формат. Он также подчеркнул, что это решение позволит больше соответствовать интересам работодателей. 📢 Эксперты обсудят: 1️⃣ Актуальное состояние и тренды цифровой трансформации вузов, современные технологии, которые трансформируют образовательный процесс 2️⃣ Методы, платформы и форматы интерактивного обучения, которые хорошо себя зарекомендовали; 3️⃣ Примеры успешного внедрения интерактивных инструментов в образовательном процессе и в работе с молодёжью; 4️⃣ Обмен опытом и лучшие практики от преподавателей и экспертов в области образования. К участию приглашены: 🙂Ольга Петрова, заместитель Министра науки и высшего образования РФ; 🙂Ксения Горячева, первый заместитель председателя Государственной Думы по науке и высшему образованию; - Альбина Бикбулатова, директор департамента по работе с образовательными организациями Российского общества «Знание»; - Елена Певцова, ректор Российского государственного университета народного хозяйства имени В.И. Вернадского; - Евгений Лохматов, руководитель по работе с партнерами департамента реализации стратегических проектов VK; - Анна Борисова, заместитель директора ГК IPR Media по стратегическим проектам; - Роман Султанов, заместитель председателя Ассоциации негосударственного образования; - Андрей Богданов, исполнительный директор Фонда развития Физтех-школ, руководитель Технопарка Физтех-лицея имени П.Л. Капицы; - Ирина Гордина, заместитель генерального директора, директор мероприятий ИОТ-сообщества CUSTIS; - Серафим Шабак-Спасский, технический директор направления Образования компании ТЕГРАТЕК. Модераторы: 🎤 Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» (НОП), член общественного совета при Минобрнауки РФ 🎤Татьяна Федотова, директор по работе с организациями образования МТС Линк. Прямая трансляция (11 марта 16:00, Мск): my.mts-link.ru/...488
2 недели назад
Открытый разговор «Университеты и молодёжь: стратегические приоритеты» на MMCO.Expo - 2025 Игорь Германов, ректор ПГНИУ, о ключевых изменениях в университете 🔎Вывод, который мы сделали, это то, что наша молодежь не только в университете. То есть границы нашего влияния должны выйти далеко за границы наших студентов, поэтому мы пересмотрели нашу профилляционную программу и вместе с нашими индустриальными партнерами пришли в школу. ✔Дальше географические границы тоже изменились. Несмотря на то, что университету больше 100 лет, оказалось, что когда мы приехали в маленькие населенные пункты и начали говорить с ребятами, кто-то не слышал, что есть университет, а кто-то не верил, что в университете можно учиться. И рисовали себе траектории, исходя из того, мироощущения, которое у них возникло. Это вот ближайший техникум, может быть, ближайшее предприятие и так далее. Тем самым, мы, дойдя до небольших населенных пунктов, позволили, наверное, кому-то реализовать свой потенциал, обучаясь в университете. 🔼Второй вывод. Университеты и школы давно утратили монополию на формирование мировоззрения зрения молодых людей. Ни учитель, ни преподаватель в вузе уже не является абсолютным авторитетом. Соответственно, мы должны понимать, что студент, молодой человек гораздо более подвержен внешнему информационному влиянию и для него мнение какого-то блогера гораздо важнее, чем мнение уважаемого профессора. ♦Это значит, что на нас возлагается миссия формирования некого навыка у студента, некой когнитивной способности отличать черное от белого. И формирование критического мышления — это одна из ключевых функций современного университета. Поэтому мы в рамках своей политики и в рамках молодежной политики включили в деятельность клуб, где ребята учатся размышлять и работать с информацией. 🔺Мы создали институт, в котором ребята по своей инициативе могут о чем-то заявить и получить поддержку. Дальше важно формировать непотребительское отношение к молодежной политике. Университет традиционна активно участвует в грантовых конкурсах. За последние годы мы с 10 до 25 миллионов привлеченных средств на инициативы ребят получили. ❗Ну и в завершение «Платформа университетского технологического предпринимательства». Интерес к этому у ребят очень большой. И мы создали условия для того, чтобы они могли, во-первых, обучиться, во-вторых, реализовать свои стартапы.
2 недели назад
В рамках деловой программы MMCO.Expo - 2025 стартовал Открытый разговор «Университеты и молодёжь: стратегические приоритеты». Ирина Гордина, заместитель генерального директора, директор мероприятий ИОТ-сообщества Custis. ❤️Вы знаете, дискутировать о том, что молодежь сейчас хочет учиться «в кайф» и поэтому мы должны все под этот «кайф» переустроить в университете, можно тогда, когда нам не придется потом идти к врачу, который учился в игровой форме или не придется жить в зданиях, которые строил выпускник строительного университета, который тоже учился «творить по наитию при помощи ИИ», а не выстрадав свое новое с хорошо освоенным классическим сопроматом. Поэтому давайте не расслаблять своих детей. Давайте воспитывать их таким образом, чтобы они понимали, что они родились для продуктивной деятельности, и для этого пошли учиться и работать. А кайф — это когда больной выздоровел, а здание получилось крепким и нравится людям. ❤️Многие знают, мы занимаемся индивидуализацией высшего образования, когда студент уже в процессе учебы определяется со своей конечной квалификацией и получает уникальный набор компетенций. Вот здесь тоже интересно покайфовать от того, что многое выбираешь для себя сам, потому что в 18−19 лет ты гораздо лучше себя знаешь, чем в 16, поступая в вуз по довольно рандомным причинам. И все, что мы с вами должны сделать, это поддержать своих детей таким образом, чтобы они определялись в старшем школьном возрасте просто с направлением подготовки. Это наш максимум. ❤️Важно, чтобы университеты были местом, где учат ориентироваться в большом спектре возможностей и сочетаний наук и искусств. Подготовка к узкопрофильному рабочему месту — это самое нечестное, что университет (а не СПО) может обеспечить молодому человеку. Это означает, что тогда мы за большие государственные деньги, вложенные в подготовку, получим специалистов с «как бы» университетским образованием/дипломом, которые будут не способны перестраиваться в течение жизни к другим требованиям рынков на основе хорошего университетского = универсального базиса, рабочего опыта и постоянного стремления к новым знаниям.
2 недели назад
На базе НИЯУ МИФИ проходит заседание Экспертного совета Государственной Думы РФ по непрерывному образованию. Илья Дубинский, директор по образовательным продуктам и технологиям CUSTIS: «Самым важным и скудным ресурсом является время студентов, когда речь заходит о продуктовых курсах и дополнительных обучениях оказывается, что у студентов всего 7 дней в неделю и 24 часа в сутках. Здесь важно говорить о переходе к индивидуализированному обучению и внедрению новых инструментов, когда мы говорим о адаптивном обучении. Мы традиционно измеряем обучение часами, так как изначально считали прогресс по часам лекций, но если мы переходим к индивидуальному или адаптивному обучению, то сталкиваемся с тем, что один человек узнает информацию за 50 часов, а другой за 25. Мне кажется очень важно подумать о том, чтобы дать возможность учебным учреждениям измерять не только часами, но и по образовательным результатам».
3 недели назад
Директор CUSTIS по образовательным продуктам и технологиям Илья Дубинский выступил на круглом столе «Образовательные проекты в кадровой системе здравоохранения», который организовала Национальная ассоциация управленцев сферы здравоохранения (НАУЗ) и Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования (РМАНПО) Представители организаций здравоохранения, «Моситалмед», фонда «СКОЛКОВО», МГИМО, кадровых агентств, корпоративных университетов и аккредитационных центров обсудили образовательные проекты в здравоохранении, кадровые вопросы и задачи повышения профессионального уровня медработников. Илья Дубинский в докладе «Применение технологий адаптивного обучения в профессиональной подготовке» рассказал о положительном эффекте от применения образовательных инструментов на основе искусственного интеллекта, в частности адаптивного обучения при подготовке и повышении профессионального уровня медработников. На примере отечественной платформы адаптивного обучения ADAPTEDIA компании СUSTIS он продемонстрировал, что адаптивное обучение соединяет в себе эффективность индивидуального обучения «с наставником» и экономичность онлайн-формата, гарантируя высокие уровень и качество освоения предмета, экономя время и ресурсы, требуемые для обучения, позволяя масштабирование на любое количество обучающихся без потери качества и практически исключая возможность фальсификации результата. «Платформа позволяет адаптировать практически любое содержание к формату адаптивного обучения, выстраивает для обучающихся индивидуальные образовательные траектории на основе алгоритмов ВКТ (Байесовское отслеживание знаний) с учетом их текущих знаний, навыков и опыта с постоянной диагностикой и контролем усвоения материала. Применение адаптивного обучения позволит повысить качество подготовки кадров».
3 недели назад
Государственная Дума РФ на пленарном заседании приняла сразу во втором и третьем чтениях закон, который запрещает дистанционное образование для врачей и фармацевтов, но делает исключение для федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). 👉Норма касается обучения в колледжах и вузах, а также получения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и переподготовки), она позволит прописать в образовательных программах объем и формат дистанционного образования, которое можно будет применять, и вступит в силу с 1 марта 2026 года. ✔️Как считает член ОП РФ, Председатель Национальной ассоциации управленцев сферы здравоохранения (НАУЗ), основатель сети многофункциональных медицинских центров «Клиника №1» Муслим Муслимов, обучение врачей и среднего медперсонала должно вести к высокому качеству специалистов, отвечающих за здоровье людей, а это действительно предъявляет требования к наличию в учреждении аттестованных преподавателей и необходимой клинической базы для практических занятий. 🎙 Муслим Муслимов, член Общественной палаты РФ, председатель НАУЗ, основатель сети многофункциональных медцентров «Клиника №1», для НОП: «Ранее депутаты предлагали полностью запретить дистанционное образование для врачей и фармацевтов, в том числе в колледжах и вузах. Сейчас поправка скорректирована с учетом мнения экспертов — в ней нет полного запрета электронного и дистанционного обучения. Законопроект в части электронного и дистанционного обучения направлен на нормирование аналогового и электронного обучения с четким определением их пределов». Отсылка к ФГОС по медицине всех уровней образования поясняет: 1️⃣ Разрешается обучение с применением дистанционных технологий; 2️⃣ Не допускается реализация программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; 3️⃣ Установлен запрет на реализацию практической подготовки обучающихся с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; 4️⃣ Установлен запрет на проведение государственной итоговой аттестации с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. 🎙 Ирина Гордина, заместитель генерального директора CUSTIS, о перспективах ИТ-форматов в связи с этими изменениями, для НОП: «Одним из первых практических примеров использования нашей платформы адаптивного обучения «Адаптедия» был курс повышения квалификации по иммунологии, разработанный совместно с СамГМУ. Учитывая острые и многофакторные проблемы насыщения отрасли профессионалами, полный отказ от обучения с использованием автоматизации и искусственного интеллекта точно не решил бы вопросы повышения качества кадров. Принятая в итоге редакция учитывает все подходы, в том числе цифровые инструменты, справедливо закрепляя первенство очных форматов. Напомню один из ярких примеров: именно благодаря дистанту якутяне смогли за невероятно короткие сроки массово подготовить свой младший и средний медперсонал к качественной работе с заболевшими ковидом и постоянно повышали уровень этой подготовки новыми сведениями. Без цифровых рекомендательных сервисов и адаптивных образовательных ресурсов в медицине мы бы получили отставание и молодых, и опытных медиков от оперативного внедрения и использования современных знаний, постоянного развития науки и практики".
3 недели назад