Найти тему

Ищем реальные пути познакомиться школьнику с будущей профессией

Оглавление

Недавно возникла в комментариях любопытная дискуссия с читателями. Даже 2 дискуссии, но сейчас - о том, что в заголовке. В статье была затронута тема школы и вопрос "а должна ли школа заниматься еще и профориентацией?". Ссылку оставлю в "подвале" статьи, а пока - к сути.

Школа НЕ должна заниматься профориентацией

Так вот, на мой взгляд, школа НЕ ДОЛЖНА заниматься еще и профориентацией. На школу что только не возложили - и учеба, и воспитание, и патриотизм, и конкурсы-олимпиады, и проведение ЕГЭ. Уверена, это не всё - если есть среди подписчиков учителя, они, наверное, дополнят в комментариях. Так вот, возлагать на школу еще и обязанность помогать школьнику с профориентацией - ну, это перебор, ребята. К примеру, из моего выпуска ребята поступили кто куда - психология, туризм, математика, компьютерная безопасность, несколько инженерных специальностей, биофак, дефектология и т.д. - разброс интересов ну просто гигантский. Причем это я говорю про 11 класс, а ведь профориентацией надо заниматься раньше, немало ребят и в колледжи уходят. Ну и как быть? Сводить класс на экскурсию ... А куда? Все интересы технически и физически не охватить, ну или это должен быть просто свободный день у класса в неделю, и у классного руководителя - тоже. И недюжинные организаторские способности вкупе со связами во всех городских организациях. Реально это - с учетом того что сегодня каждый второй жалуется на непомерную нагрузку на учеников в школе? Ответ очевиден. Не говоря уж про то, что половина ребят просто ходить не будет никуда - им не надо, они вообще хотят изучать ядерную физику/заниматься археологией/стать военным, а потенциально близких к выбранным специальностям вузов и предприятий в городе просто нет.

Кстати, моя школа как раз уделяла время и профориентации. И дополнительным занятиям. И вообще много делала и делает для учеников. Знаете, чем больше я слушаю/читаю истории про школы, тем больше люблю свою школу и своих учителей.
Кстати, моя школа как раз уделяла время и профориентации. И дополнительным занятиям. И вообще много делала и делает для учеников. Знаете, чем больше я слушаю/читаю истории про школы, тем больше люблю свою школу и своих учителей.
Есть у школы возможность организовать профориентационные мероприятия - это круто. Нет - нельзя школу за это винить. Это НЕ обязанность школы.

Как же школьнику "пощупать" будущую профессию?

Я предложила свой вариант - сесть и загуглить. Можно вместе с родителями. Можно принять участие в мероприятиях вузов - дни профессии, дни открытых дверей, встречи с работодателями и т.д. и т.п. - эти мероприятия ЕСТЬ. Они могут называться по-разному, их тоже надо искать. И да, ученик должен делать это САМ, а не ждать, пока кто-то принесет ему на блюдечке.

комментарий читательницы, который меня порядком удивил
комментарий читательницы, который меня порядком удивил
А ниже - мой ответ:

1. Школа не должна заниматься профориентацией. То, что было 20-30-40 лет назад, было в другое время, когда об онлайне никто не слыхивал.

2. "В интернете всё красиво" - ну да, ну да. Смотря где и что смотреть. Как раз в интернете на форуме вам быстрее расскажут, какие подводные камни у профессии, чем где бы то ни было.

3. На днях открытых дверей можно задать любой вопрос. То, что многие эту возможность не используют, а задают в 100500 раз "а сколько мест, а какие баллы" (то есть то, что на сайте написано на самом видном месте), так это исключительно минус самим спрашивающим.

4. Кроме ДОД есть куча мероприятий - интернет в помощь. И день карьеры, и "студент на один день", и день профессии, и чего только нет.

5. "Хочется пощупать" - ну вы ведь не всерьез? Кто школьнику, мечтающему стать хирургом, стоматологом, любым врачом даст что-то щупать? Кто пустит ребенка сутками проектировать настоящий самолёт в авиаконструкторском бюро, кто даст реальный доступ к программному коду важного приложения, кто пустит в депозитарий банка и т.д.? На настоящий пожар детей тоже не поведут, кстати.

6. И - моё любимое - "в школах бывают экскурсии, ну хоть к пожарным, например, но это ничтожно мало". Это не просто мало, это и не имеет ничего общего с профессией, это ещё хуже, чем читать в интернете. Ваших детей не тащат на пожар в разваливающийся дом, им не показывают обгоревшие тела, они не видят слёз и отчаяния ребенка, у которого родители где-то там, в огне остались. Вам покажут офис и машинки.
Лучше уж в интернете читать, как и что предстоит на самом деле, чем тратить время - своё, школы и пожарных - на эти глупейшие экскурсии.

Резюмирую:

Не видит реальных инструментов тот, кто не хочет ничего делать самостоятельно, а предпочитает просто ждать, пока кто-то ему все принесет, подаст и расскажет. Так не бывает. Надо поднимать себя и идти искать - отзывы, форумы, видео, да даже мероприятия вузов и то надо искать на их сайте. А потом ещё и подстраиваться под график этих мероприятий, приходить туда и задавать вопросы. Тогда что-нибудь получится. А иначе сформируете у своего ребенка на основе "экскурсий к пожарным" мнение о том, что это работа мечты и будете потом лечить у него депрессию от вида реальной работы.