Субординированные облигации всегда были миной замедленного действия.
Изначально цель таких ценных бумаг - иметь для компании инструмент быстрой конвертации долга в капитал в случае ухудшения финансовой ситуации. Конвертация части долга в капитал - стандартный механизм финансового оздоровления. Его постоянно используют для финансового оздоровления через механизм банкротства. Да-да, для американской практики ведения бизнеса банкротство это в первую очередь финансовое оздоровление, а не ликвидация компании. Но банкротство долгая процедура, идущая через суд. Сперва для этих целей использовали привилегированные акции в западном понимании - акции с постоянным дивидендом, по которым при ухудшении финансовой ситуации совет директоров просто отменял купон и конвертировал в обыкновенные.
Субординированные облигации являются наследниками привилегированных акций:
- они часто не имеют срока погашения
- доход по ним (купоны) могут отменяться руководством компании
Но в субординированных облигациях пошли дальше и ввели совсем неожиданные исходы для инвестора - автоматическое списание в ноль при заранее оговоренном пороге ухудшения финансового состояния компании. Для банка это порог достаточности капитала.
Самое неприятное, что в некоторых случаях это списание происходило при сохранении акционерного капитала и средств контролирующих собственников, что в корне противоречило идеям ответственности при банкротстве/финансовом оздоровлении.
Все эти тонкие условия субординированных облигаций прописывались в эмиссии, но обычно инвестор, даже квалифицированный не опускался до копания в деталях.
На этом многие погорели, когда во время "большой банковской зачистки" средины 2010-х казалось бы уважаемые банки начали списывать в ноль свои еврооблигации.
Тогда эти еврооблигации если и покупали частные инвесторы, то довольно состоятельные. Их заманили работники финансовых компаний повышенной доходностью.
Да, по субординированным облигациям платят процент выше, чем по обычным. Но эта надбавка, обычно 1-2% годов, абсолютно не соответствует риску.
С тех пор субординированные облигации появились и на Московской Бирже. Лидером по их выпуску был ВТБ.
В 2021-2022 годах банк выпустил в 3-х валютах 12 выпусков. Последний выпуск СУБ-Т1-13 уже размещали во время СВО в феврале-марте 2022 года.
ЦБ РФ с настороженностью смотрел на субординированные облигации и риски с ними связанные. Их разрешили не только распространять среди квалифицированных инвесторов, но и установили запредельно высокие номиналы:
- доллары - $100 000
- евро - 125 000
- рубли - 10 000 000
Выпуски ВТБ были без даты погашения. Хотя некоторые сервисы вводили в заблуждение и сообщали, что есть дата оферты.
Но это не обязательство эмитента по выкупу облигации по 100% от номинала, а право погашения, которым естественно эмитент не будет пользоваться, если цены на облигации будут существенно ниже номинала.
А значит доходности, сообщаемые такими сервисами, были фикциями.
Интересно, кто покупал эти облигации? Были среди них частные инвесторы?
У эмитента также было право отменять купоны по облигациям, если возникнет недостаток капитала. Чем ВТБ и воспользовался по всем 12-ти выпускам.
Общий объем субордов от ВТБ в обращении по номинальной стоимости: 156 млрд. руб.
Общий объем отмененных купонов: 9 млрд. руб.
После объявления обнулений облигации резко пошли вниз.
Рынок неликвиден, так как номинал у этих ценных бумаг очень высок.
Но на рынке есть субординированные облигации другого государственного банка, РСХБ.
У Россельхозбанка номинал демократичен:
И сюда явно набилось много частных инвесторов:
Под влиянием приостановке выплаты купонов ВТБ и эти облигации начали снижаться в цене.
Стоит ли соблазняться дешевизной и покупать эти облигации?
Мне видится, что в текущих условиях предлагаемая доходность абсолютно не соответствует рискам, которые стоят за этими бумагами.
Удачи и трезвого анализа в ваших инвестициях!!!
P.S. Подписывайтесь на мой телеграмм-канал: