Найти тему

Санкт-Петербург. 1-я поездка (часть 4 - Эрмитаж).

Я возле Эрмитажа на дворцовой площади с ряженой актрисой.
Я возле Эрмитажа на дворцовой площади с ряженой актрисой.

Любой гость Санкт-Петербурга, впервые приехавший сюда, считает своим непременным долгом посетить главный музей города, коим является Эрмитаж. Вот и я, выбрав из пяти дней самый непогодный, пришёл в это здание со множеством художественных шедевров и великолепным внутренним убранством.

Зимний дворец.
Зимний дворец.

Первое, куда попадают посетители музея - это Посольская (Иорданская) Лестница. Посольская (Иорданская) Лестница — это главная парадная лестница в Зимнем Дворце. По ней послы иностранных государств поднимались в парадные залы для аудиенций, поэтому она называлась Посольской. Позже ей дали имя Иорданская, поскольку царская семья в праздник Крещения спускалась к Иордане — специальной проруби в замершей Неве, где проводился обряд водосвятия. Убранство Посольской лестницы отражает особенности русского барокко. Ступени и резная балюстрада выполнены из белого каррарского мрамора. Убранству стен, их изящной скульптуре и позолоте эффектно противопоставлены гладкие колонны из серого сердобольского мрамора, расположенные на верхней балюстраде. Иорданская лестница ведет нас к анфиладе парадных залов, где проходили торжественные церемонии и придворные празднества.

Посольская (Иорданская) лестница.
Посольская (Иорданская) лестница.
Настенная скульптура у парадной лестницы.
Настенная скульптура у парадной лестницы.

К сожалению, в той поездке у меня в наличии был только смартфон, причём далеко уступающий своим современным собратьям по качеству сделанных фотографий. Поэтому в этой статье я использую наиболее удавшиеся фото, да простят меня читатели за неполноценную картину всего, что можно увидеть в Эрмитаже. Позже я приезжал в Питер с женой и друзьями спустя 3 года, поэтому я восполню сей пробел в дальнейших своих повествованиях.

Великолепное убранство Зимнего дворца.
Великолепное убранство Зимнего дворца.

Двигаясь по музею мы проходим Петровский или Малый тронный зал, который был создан в 1833 году по проекту Огюста Монферрана и был предназначен для малых приемов. Зал посвящён Петру Великому и главное место здесь занимает трон. Потом мы перемещаемся в Гербовый зал, спроектированный архитектором Василием Стасовым в 1839 году, и предназначался для торжественных мероприятий. Он освещен массивными люстрами, на которых укреплены изображения гербов российских городов. Не буду утомлять читателей перечислением большого количества залов и галерей, которые внимательно обойти за один день нереально. Очень понравились многочисленные скульптуры Зимнего дворца. Опишу лишь некоторые, которые получились на фотографиях.

Скульптура Антонио Канова "Три грации".
Скульптура Антонио Канова "Три грации".

Скульптура Антонио Канова "Три грации" поступила в Эрмитаж в 1901 году из собрания герцога Лейхтербергского. Эта скульптурная группа пользовалась большим успехом у современников Кановы, настолько воплощая их идеал красоты, что о ней говорили: "Она прекраснее, чем сама красота".

Скульптурная галерея в Эрмитаже.
Скульптурная галерея в Эрмитаже.

Следующая мраморная скульптура Юпитера датирована концом 1 века, найдена во время археологических раскопок на вилле императора Домициана. Возле ног Юпитера располагается его спутник - орел.

Скульптура Юпитера.
Скульптура Юпитера.
Скульптура Бертеля Торвальдсена "Пастух".
Скульптура Бертеля Торвальдсена "Пастух".

Скульптура датского мастера Бертеля Торвальдсена "Пастух" или "Пастушок" попала в Эрмитаж не без приключений. Существует по крайней мере пять мраморных «Пастушков»: в России (Эрмитаж), Англии, Дании. Эрмитажный вариант во время своих «странствований» попал в петербургский Английский особняк барона А.Л.Штиглица (1814-1884). Штиглиц был крайне богатым управляющим Госбанком России. Но этот человек был и патриот, и настоящий меценат. Штиглиц умер в 1884, наследство перешло к его приемной дочери. Совсем небогатый А.А.Половцов в 1861 женился на приемной дочери Штиглица, получил в качестве ее наследства миллионы, потом поубавившееся наследство получил его сын тоже А.А.Половцев. Сын А.А.Половцев, исполняя предсмертную волю отца, передал в 1910 в «дар государю Императору» статую работы Торвальдсена «Пастушок».

Муза трагедии Мельпомена
Муза трагедии Мельпомена

Следующая скульптура - это Мельпомена, которую нашли при раскопках в Керчи. Мельпомена была музой трагедии, и прекрасная скульптура всем своим видом и атрибутами подчеркивает этот факт. Перед нами римская копия, а греческий образец относился ко II в. до н. э. Мельпомену изображали в венке из листьев, с мечом или палицей (как в данном случае) в одной руке, с трагической маской в другой. Ну и ещё несколько скульптур без описания.

Торс Афродиты Книдской.
Торс Афродиты Книдской.
Статуя Эрота, натягивающего лук.
Статуя Эрота, натягивающего лук.
Карло Финелли "Танцующие оры".
Карло Финелли "Танцующие оры".

Сильно впечатлила коллекция шедевров великих художников. Одна из них "Мадонна Литта" (1490-е) Леонардо да Винчи. Одно из первых произведений Высокого Возрождения было написано для миланских правителей. В 1864 году Эрмитаж купил картину у герцога Литта, представителя аристократической миланской семьи, в коллекции которого эта картина хранилась несколько столетий.

Леонардо да Винчи "Мадонна Литта".
Леонардо да Винчи "Мадонна Литта".

Ещё одна известная широкому кругу любителей искусства картина Тициана "Кающаяся Мария Магдалина" (1560-е). По легенде эту картину умирающий Тициан держал в руках. Его венецианский мастер продал работу Кристофоро Барбариго, собрание которого в 1850 году для Эрмитажа купил Николай I.

Тициан "Кающаяся Мария Магдалина".
Тициан "Кающаяся Мария Магдалина".

Чтобы осмотреть все доступные экспонаты самого известного музея Санкт-Петербурга и России потребуется несколько лет., так как здесь собрано более 3 миллионов шедевров скульптуры, живописи и декора. Через три года в мае 2015 я вернусь в Санкт-Петербург и уже следующий мой поход в Эрмитаж будет более насыщенным и многообразным.