Продолжаем исследовать транспортную систему турецкого Стамбула. Мы уже познакомились с фуникулером, канатной дорогой, метро и городской электричкой. Сегодня у нас на очереди - водный транспорт.
Для города, расположенного на берегах двух морей - Мраморного и Средиземного, которые кроме того, еще и соединяются проливом наличие водного транспорта является обязательным элементом транспортной системы. Кроме того, что без теплоходов быстро не попасть с азиатской на европейскую часть Стамбула и обратно.
История
Использование Босфора в транспортных целях началась практически сразу с основанием города. Трудно представить, что вплоть до середины 19 века эту важную функцию выполняли частные компании, не имевшие четкого расписания и маршрутов. Только в 1851 году были организованы перевозки между Азией и Европой на государственном уровне - на линиях работали колесные пароходы. С 1904 года их заменили на винтовые. В 1945 году все компании, работавшие на линиях по Босфору были национализированы.
В 1987 году в целях улучшения работы транспорта была организована частная компания IDO. Для работы на линиях стали использоваться теплоходы меньшего размера, чем у государственного перевозчика. В 2005 году городские маршруты были объедены под управлением одного перевозчика - IDO, хотя формально линии внутри Стамбула продолжает эксплуатировать государственная компания "Şehir Hatları". Благодаря передачи полномочий IDO были отремонтированы ряд старых теплоходов, восстановлены ряд причалов.
Линии
В пределах Стамбула работает 26 маршрутных линий, среди них только через Босфор целых 11 направлений. Ряд маршрутов перевозят пассажиров к островам Мраморного моря. Кроме того по Босфору осуществляются экскурсионные и туристические перевозки. В городе имеется 47 причалов.
Маршруты, работающие в пределах перевозок по Босфору наиболее короткие и более частоходящие. Как правило они соединяют между собой азиатскую и европейскую части Стамбула. В европейской части посадка осуществляется на причалах Каракей, Эминой и Бешикташ. В азиатской части теплоходы отправляются от причалов Ускюдар, Кадыкей и Хайдарпаша. Чаще всего такие маршруты соединяют 2 берега Босфора: например, Кадыкой- Башикташ, Кадыкой -Кабаташ. Бывают и более сложные маршруты с несколькими остановками, например: Кадыкой- Каракой-Эминой, Кадыкой-Каракой-Башикташ. Есть целые линии с большим количеством остановок. Важно, что часть рейсов может выполняться в укороченном режиме, поэтому важно следить за табло на причалах.
Босфорские линии как правило работают дольше и теплоходы отправляются чаще. Интервал движения от 15 минут до 1 часа. Режим работы с 6:00 до 21:00, ряд линий работают до 23:00 и 1:00. Некоторые линии (например, Кадыкой-Каракой-Башикташ) работают только в ночное время с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье.
Часть линий следуют в море в пределах Стамбула. На таких маршрутах интервалы движения выше и начинаются от 1 часа. Так же время работы ограничено с 7:00 до 20:00.
Отдельно можно выделить маршруты следующие на Принцивы острова. Такие линии работают 7:00 до 23:30. Самая частоходящая линия от причала Кабаташ работает с интервалом 1 час, остальные - гораздо реже. При этом, важно, что что стоимость поездки на этих направлениях будет выше.
Отдельно выделяются теплоходы или паромы морского класса соединяющие Стамбул с другими городами. Эти маршруты проходят через Мраморное море. При этом они перевозят не только пассажиров, но и автомобили. Стамбульцы часто пользуются такими паромами, так как зачастую поездка на пароме выйдет дешевле и быстрее чем через мост. Такие суда отправляются от причала Еникапы и работают с 7:00 до 22:00.
Кроме того, по Босфору можно прокатиться на туристическом теплоходе, которых огромное множество. Если вы окажитесь у одного из причалов в центре города (Эминой, Каракей) то вас будут чуть ли не хватать за руки приглашая на тур по Босфору на теплоходе.
Для посадки в теплоход нужно пройти на нужный причал. У каждого причала имеется свой терминал. В терминале установлены электронные табло, показывающее расписание движения теплоходов. А на центральном табло будет написано куда и во сколько теплоход отправляется ближайшее судно. В центре города у Галатского моста на причалах Каракей и Еминой трудно не разобраться от какого причала куда отправляются теплоходы. Как правило от одного причала уходят теплоходы только по одному направлению. Например, от пристани Еминой имеется несколько причалов для теплоходов следующих на Кадыкой, Ускюдар. Если что, дежурящий работник у терминала вам всегда подскажет.
Оплатить проезд можно так же обычной транспортной картой Istmbulkart, которой проезд оплачивается на всем городском транспорте. Стоимость билета будет такой же как и на всем остальном транспорте. Дороже будут только билет на теплоходах, следующих на острова. Оплата проезда так же осуществляется при проходе турникета. Уже привычные терминалы для покупки и пополнения Istmbulkart находятся либо в здании терминала, либо на улице рядом с ним.
На суда, следующие в Мраморное море и другие города Турции билет нужно приобретать в кассах или в Интернете и соответственно цена там будет другая.
Суда
Городские перевозки по Стамбулу обслуживает государственная компания "Şehir Hatları". Всего за перевозчиком числится 29 пассажирских судов.
По большей части на городских линиях работают классические морские теплоходы для прибрежного плавания, построенные в 1970-1980-е годы в Стамбуле. Есть несколько судов такого же класса, но построенные уже в 2000-е годы.
Для перевозки автомобилей и пассажиров используются небольшие суда, построенные в 2010-е годы в турецком городе Ялова.
На междугородних линиях работает компания IDO. Она владеет 103 судами. Для пассажирских перевозок используются теплоходы проекта Damen Fast Ferry 4212, построенные в Сингапуре в 2000-е годы и корабли проекта Damen Fast RoPax Ferry 8521, а также скоростные суда, построенные в 1980-е годы в Норвегии. В качестве паромов используются суда, построенные в Турции в 1980-е годы.
***
Водный транспорт Стамбула - такая же необходимость для города, как привычные нам автобусы и метро. Но кроме свой важной транспортной функции стамбульские теплоходы играют большую эстетическую роль. Конечно, можно прокатиться на туристическом теплоходе по Босфору и насладится красотами Стамбула, подышать свежим морским воздухом. Но, мне кажется, что наиболее интересным будет прокатиться именно на рейсовом, маршрутном судне. Почувствовать себя настоящим стамбульцем, которые каждый день переезжают с одной части света в другую пересекая Босфор. Для них это обыденность, для нас же это незабываемые впечатления.
Поездка на теплоходе - возможность увидеть город со стороны, насладится его видами и красотами дворцов, башен, мостов, мечетей с привычной для простого стамбульца стороны.
На сегодня все, в следующий раз продолжим разговор о транспорте Стамбула.
Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Почитайте другие статьи: