Продолжаем знакомство с транспортом Стамбула. Мы уже узнали о уникальном стамбульском фуникулёре и поговорили о системе транспорта этого города в целом. Сегодня пришло время стамбульского метрополитена и городской электрички.
Метрополитен
Безусловно, основной вид транспорта в Стамбуле - это метро. Ибо в таком большом городе без подземки не обойтись.
Метрополитен состоит из 9 линий и 111 станций. Общая длина линий - 144 км. Причем интересно, что под Босфором не одна из линий не проходит. Соответственно в европейской части работает 7 линий и в азиатской части - 2 линии.
История
Как уже говорилось в прошлой статье стамбульский фуникулер 2-ой в мире подземный вид транспорта - он был открыт в 1875 году. Поэтому идея строительство полноценного метро в Стамбуле прорабатывалась несколько раз: в 1912, 1936 и 1951 годах, но каждый раз не чем не заканчивалась. В итоге строить метро начали в 1982 году. Большие транспортные трудностями и заторы в городе вынудили начать строительство первой линии. На тот момент в городе не было рельсового транспорта, последние трамваи были закрыты в 1966 году.
Первая линия между станциями "Аксарай" и "Коджатепе" была открыта 3 сентября 1989 года. 16 сентября 2000 года начала работу 2-ая линия. Первая очередь линии прошла между станциями "Таксим" и "Левент".
17 августа 2012 года была открыта первая линия на азиатской стороне - это был участок четвертой линии между "Кадыкей" и "Картал".
Линии
Стамбульский метрополитен состоит из 9 линий и 111 станций.
Линия М1, открытая в 1989 году состоит из 23 станций, длина линии 26 км. На линии организовано "вилочное движение" и поезда линии формально разделены на 2 маршрута М1А и М1В. Поезда обоих маршрутов следуют от станции "Еникапы" до станции "Отогар", далее поезда линии М1А следуют до станции "Аэропорт Ататюрк", а поезда линии М1В до станции "Халкалы". Большая часть линии проходит на поверхности земли с редкими спусками в туннели и подъемом на эстакады. На линии работают 4-х вагонные поезда АВВ.
16 сентября 2000 года начала работу линия М2. На линии 17 станций, ее длина - 23,4 км. Поезда работают на 2 участках: от станции "Еникапы" до станции "Хаджиосман" и от станции "Санайи Махаллеси" до станции "Сейрантепе". Практически веся линия проходит под землей, за исключением станции "Халик", которая находится на метромосту через бухту Золотой Рог. На линии эксплуатируются 4-х вагонные поезда Hyundai Rotem и Alstom Metropolis.
14 июня 2013 года начала работу линия М3. Она состоит из 9 станций, ее длина - 12,4 км. Поезда ходят между станциями "Киразлы" и "Башакшехир-Метрокент". Вся линия полностью подземная. На линии работают 4-х вагонные поезда Alstom Metropolis.
17 августа 2012 года начала работать линия М4. Она одна из 2-х проложенная в азиатской части города. Поезда соединяют станции "Кадыкёй" и "Аэропорт Сабиха Гекчен". Вся линия полностью подземная, кроме заключительной станции "Аэропорт Сабиха Гекчен". Эксплуатируются 4-х вагонные поезда CAF Istanbul.
Еще одна линия в азиатской части Стамбула - М5. Была открыта 15 декабря 2017 года. Состоит из 16 станций, ее длина 32,9 км. Поезда ходят между станциями "Ускюдар" и "Чекмекёй". Линия полностью проходит под землей и поезда следуют без водителей - полностью в автоматическом режиме, поэтому платформа от путей отгорожена стеклянной стеной с раздвижными дверьми. Работают 6-и вагонные поезда CAF Istanbul.
С 19 апреля 2019 года работает линия М6. Поезда соединяют станции "Университет Левента Богазичи" и "Хисарустю". Линия самая короткая - ее длина 3.3 км и состоит она из 4 станций. Линия полностью подземная. На линии эксплуатируются 4-х вагонные поезда Alstom Metropolis.
28 октября 2020 года начала работу линия М7. Ее поезда проходят между станциями "Меджидиекёй" и "Махмутбей". Длина линии - 18 км и состоит она из 15 станций. Как и линия М5, линия М7 - полностью автоматическая, поезда по ней ходят без водителей. Практически вся линия проходит в туннеле, кроме станций "Кагитане" и "Алибейкой" - они расположены на эстакаде. Платформа от рельс отгорожена стеклянной стеной с раздвижными дверьми. На линии эксплуатируются 4-х вагонные поезда Hyundai Rotem.
Линия М9 начала работу 29 мая 2021 года и состоит из 5 станций, длина линии - 6 км. Поезда соединяют станции "Бахария" и "Олимпийский". Вся линия проходит в туннеле. На линии работают 4-х вагонные поезда Alstom Metropolis.
Кроме того, с 2 октября 2022 года -в Стамбуле работает линия М10. Поезда следует по одним путям с линией М4 между станциями "Февзи Чакмак" и "Аэропорт Сабиха Гёкчен". Всего на этом участке 4 станции.
Стамбульский метрополитен активно развивается. Продолжается строительство всех линий, кроме М2. Так же ведется строительство еще 3-х новых линий. На стадии проектирования еще 4 линии. Эксплуатируются 4-х вагонные поезда CAF Istanbul.
Стамбульский метрополитен работает с 6:00 до 0:00. Интервалы движения поездов на линиях от 3 минут на М1 до 9 минут на М6. Средний интервал движения 4-6 минут.
Поезда работают на стандартной европейской колее - 1435 мм. А вот система токосъема отличается. На линиях М2 и М6 поезда берут ток из 3-его рельса, расположенного в междупутье. Все остальные линии питаются электричеством от воздушной контактной сети.
За 33 года стамбульский метрополитен разросся от наземной линии в 6 станции до полноценного метро в 111 станций и 9 линий. Метро в городе опрятное, станции чистые, навигация доступная. Станции метро не имеют архитектурных изысков и оформлены в простом стиле.
Городская электричка
C 2013 года в Стамбуле работает пригородная электричка, получившая название Марамарай. Проект Мармарай в 2013 году объединил 2 линии электричек за счет строительства тоннеля под Босфором. Пригородный поезд В1 следовавший в европейской части Стамбула от станции "Сиркеджи" до станции "Халкали" и работал с 1955 года. Линия В2 соединяла станции "Хайдарпаша" и "Гебзе" на азиатской стороне и работала с 1969 года.
Реализация проекта Мармарай началась еще в 2004 году. В результате которого был построен туннель, проходящий под Босфором длиной 13,6 км. Кроме того в рамках реализации проекта были обновлены все станции бывших линий В1 и В2, приобретён новый современный подвижной состав.
Линия Мармарай соединяет станции "Халкали" и "Гебзе". Она состоит из 43 станций. Ее длина 76 км. Большая часть участка проложена на земле. Но часть станций рядом с Босфором - подземные, в частности: "Еникапы", "Сиркеджи", "Ускюдар". Станция "Айрылык Чешмеси" расположена на эстакаде.
Поезда работают с 6:00 до 22:00 с интервалом 8-15 минут. Эксплуатируются 5-и и 10-и вагонные составы модели Hyundai Rotem модификации TCDD E 32000.
Линия Мармарай следует не только по Стамбулу, но и уходит в пригород - Коджаэли.
Стоимость проезда на Мармарае выше, так как электричку обслуживают Государственные железные дороги Турецкой республики. Билет для проезда на Мармарае стоит 17 лир за вход и дальше цена поездки будет завесить от длины поездки: на каждые 7 станций стоимость будет выше. Хотя проезд можно оплатить обычной транспортной картой Стамбула Istambul kart.
Линия Марамай пользуется большой популярностью - так как это фактически единственный удобный и быстрый транспорт для пересечения Босфора с минимумом пересадок. Поэтому в поездах Марамарая всегда многолюдно. Электрички ходят быстро, бесшумно, на станциях чисто, доступная навигация дает возможность легко и беспрепятственно сориентироваться. Все станции имеют лифты для передвижения маломобильных пассажиров.
Линия Марамарая проходит по берегу Мраморного моря - что дает возможность насладится красотами из окон поезда.
***
Метрополитен и городская электричка Мармарай играют важную роль в транспортной структуре города. Если метро позволяет быстро добраться из одного конца европейской или азиатской части города в другой конец. то городская электричка наоборот позволяет быстро добраться из Европы в Азию с минимумом пересадок и поездок на речном транспорте.
На сегодня все, в следующий раз продолжим разговор о транспорте Стамбула.
Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Почитайте другие статьи: