Найти тему
4,4K подписчиков

Зачем сажать столько сортов?

5,8K прочитали

Друзья, мы тут недавно беседовали в комментариях с читателем Андреем Труновым под статьей Теплица из стрейч-пленки и наш разговор о способах выращивания, о подходах, натолкнул меня на мысль поговорить о количестве сортов и зачем все это нужно.

Друзья, мы тут недавно беседовали в комментариях с читателем Андреем Труновым под статьей Теплица из стрейч-пленки и наш разговор о способах выращивания, о подходах, натолкнул меня на мысль поговорить

Ведь, действительно, огород это в первую очередь самообеспечение - это источник еды. Тут вы можете вырастить то и столько, сколько вам нужно. И снижать свои издержки можно действительно и за счет дешевых семян в том числе. Я совсем не исключение и с удовольствием покупаю семена в белых пачках. Была у меня даже статья Экономим на семенах. Так зачем же нужны сотни тысяч сортов тех же томатов, если можно посадить три - ранний, средний, поздний по 5р за пачку?

Я попробую на своем примере и опыте рассказать как мне это видится. Возможно, если вы еще подумываете размахнуться с количеством сортов, это вас как-то сориентирует.

Речь пойдет не о многообразии культур вообще, а о сортовом разнообразии внутри одной культуры. Например, зачем и стоит ли сажать 80, 100, 200 сортов томатов/перцев/фасоли и т.п.?

Друзья, мы тут недавно беседовали в комментариях с читателем Андреем Труновым под статьей Теплица из стрейч-пленки и наш разговор о способах выращивания, о подходах, натолкнул меня на мысль поговорить-2

Зачем так много?

Есть люди, которые с детства коллекционируют марки, вкладыши, монеты, впечатления, кто-то увлекся собиранием чего-либо уже во взрослом возрасте. У кого-то были или есть питомники собак, кошек, крыс, морских свинок и тп. - это тоже форма коллекционирования. Я одна из числа таких людей. Я коллекционер чего угодно с детских лет. И такие люди обычно склонны к собирательству и в садово-огородной тематике тоже. Нам важно количество и разнообразие, важна необычность и обладание ею. Если такая потребность сочетается с наличием возможностей, места и условий, то происходит буквальный коллекционный взрыв.

То есть ответом на вопрос "зачем столько?" является констатация потребности в собирательстве количеств и качеств, в эстетической потребности разнообразия.

Важно только честно понимать такую свою особенность и структурировать ее. Задавать ей нужный вектор и переключать. Любые ограничения воспринимаются болезненно))

Друзья, мы тут недавно беседовали в комментариях с читателем Андреем Труновым под статьей Теплица из стрейч-пленки и наш разговор о способах выращивания, о подходах, натолкнул меня на мысль поговорить-3

Легко ли это?

Нет, любое коллекционирование это затратно. Вы непременно потратите много денег, времени и сил. При этом результат может быть скромным, но это не остановит ни одного коллекционера-собирателя))

Остановкой, стоп-сигналом для коллекционера обычно становится отсутствие какого-то ресурса - денег, места, времени, сил. То есть у человека растет 30 сортов перцев не потому что он хотел 30, а потому что не смог посадить 100 в силу отсутствия места, времени, сил или возможности достать семена. Но последнее это вряд ли. У нас всегда запасы лет на 10 вперед и разнообразию позавидует любая агрофирма.

У каждого собирателя есть свой фетиш. Кто-то собирает только томаты и сажает 1-2 сорта перцев и баклажан, а кто-то не может не собирать все. Кстати, пишу все это и испытываю ощущение, что описываю историю болезни))))

Друзья, мы тут недавно беседовали в комментариях с читателем Андреем Труновым под статьей Теплица из стрейч-пленки и наш разговор о способах выращивания, о подходах, натолкнул меня на мысль поговорить-4

Какие сложности вас ждут?

Все сложности связаны в основном с ресурсами. Теми самыми деньгами, временем, местом, силами. Они определяют и размер коллекции и возможности коллекционера.

Первый враг - стихийные покупки. Особенно если вы еще в начале пути эта опция будет вас преследовать особенно отчаянно. Любой отдел с семенами и садовый центр будет вас притягивать как магнит. Слово "Распродажа" и море цветных пакетиков - все, вы пропали! И вот уже набрано еще сто пакетиков к имеющимся двухстам. И вроде покупали-то по 3-5 штук, а уже сотня. Семена стоят не очень дорого в основном, поэтому финансовое ограничение редко срабатывает.

Это лечится составлением списков посадок на новый сезон. Помним, что единственными нашими ограничениями являются ресурсы и используем их в борьбе с желанием срочно купить вот эти десять самых нужных или самых новых сортов. Обязательно ходите в отделы семян, но носите с собой список ваших посадок - он будет действовать отрезвляюще, напоминать об ограничении места. В конце концов, этот сорт вы легко купите в следующем сезоне и, возможно дешевле. Тогда же найдете для него место для посадки.

Я себя редко вожу в магазины семян, в основном покупаю семена в интернет-магазинах. А там легко покупать глазами - набила полную корзину и уже кажется почти купила. И попустило не на долго)) Есть возможность сравнить не торопясь, отложить оформление заказа на неделю или месяц. Это дает возможность внимательно подумать и не хватать стихийно. Отзывы почитать, опять же.

Друзья, мы тут недавно беседовали в комментариях с читателем Андреем Труновым под статьей Теплица из стрейч-пленки и наш разговор о способах выращивания, о подходах, натолкнул меня на мысль поговорить-5

Второй враг - оправдать доставку. Бывает так, что я ищу конкретный сорт. Заказывать только его с оплатой почтовых расходов это дело сомнительное с точки зрения эргономики. В итоге я набираю разных семян с целью оправдать доставку почтой, распределив ее стоимость на количество семян. Мои затраты увеличиваются и количество сортов и культур к посадке так же возрастают. Вся эта история в конце выглядит значительно менее эргономичной, чем в начале. Однако часто это неизбежное "зло", особенно когда мне требуется произвести сравнение нескольких похожих сортов и приходится искать их в разных источниках. Тут, опять же, помогает план посадок. С его помощью можно решить так ли остро этот сорт нужен прямо сейчас.

Третий враг - впихнуть невпихуемое. Вторым нашим ограничителем является место. Если мы выращиваем томаты в теплице, то она ограничена и способна вместить конкретное количество кустов от и до. Кусты бывают разные - объемные и стройные, исходя из этого легко понять сколько можно посадить максимально. Часто мы пытаемся посадить побольше, побольше попробовать, посадить по два в лунку, погуще и т.п. Но в этом случае надо четко понимать, что уход за томатами усложнится, урожайность кустов и их продуктивность снизится, проветривание будет затруднено, а значит рисков заболеваний будет больше. Да и вкус у многих сортов пострадает. По этой причине, опять же, очень рекомендую составлять списки своих посадок и рассчитывать конкретное число лунок, согласно вашей схеме выращивания.

Друзья, мы тут недавно беседовали в комментариях с читателем Андреем Труновым под статьей Теплица из стрейч-пленки и наш разговор о способах выращивания, о подходах, натолкнул меня на мысль поговорить-6

То же самое касается и выращивания рассады - понимание своего ресурса в этом вопросе лишит вас иллюзий, что вы сумеете вырастить 200 кустов томатов, разместив рассаду двухсот кустов на двух маленьких подоконниках.

Четвертый враг - время и усилия. Я объединяю эти два параметра в один, они тесно связаны. К примеру, у вас нет финансовых ограничений, вы не ограничены местом. Находитесь ли вы при ваших растениях ежедневно или приезжаете на выходные? Позволяет ли вам здоровье много работать? Как у вас организован полив? Все это накладывает вполне конкретные ограничения и на выбор сортов, и на их количество, и на специфику их роста. Скажем, черри за неделю превратятся в лес из пасынков, в отличии от тех же хлипких сердцевидных крупноплодных сортов.

Если зуд не отпускает

Когда "Остапа понесло", тормозить уже поздно))) Все что может даже начинающий коллекционер, это сфокусировать внимание на деталях. Остановиться он не в силах. Опять же, если вы новичок - пробуйте все группы, но определите их для себя. Например, хочу гигантские томаты. Чтобы больше килограмма! Отлично, отбирайте по отзывам сорта этой группы. Не все и не всегда соответствует заявленному на пакетике с семенами. И, да, многое зависит от агротехники, погоды и удачи. Но отобрав группу сортов по отзывам вы допустите меньше ошибок, меньше будет рисков. Старайтесь высаживать по нескольку похожих сортов из каждой группы - крупные, зеленые, желтые, сердцевидные, мелкоплодные, полосатые и т.п. Хотя бы 1-2 сорта дадут вам возможность сравнить результат и не разочароваться по одному сорту во всей группе.

Друзья, мы тут недавно беседовали в комментариях с читателем Андреем Труновым под статьей Теплица из стрейч-пленки и наш разговор о способах выращивания, о подходах, натолкнул меня на мысль поговорить-7

Я стараюсь сажать минимум 2-3 похожих сорта с целью выбрать лучший для моих условий. Например, выбираем сердцевидные крупноплодные сорта. Я высаживала в этом году четыре сорта Сибирского сада и несколько коллекционных с целью посмотреть какие сорта как себя покажут по урожайности, вкусу, устойчивости к болезням. Отбираю несколько лучших сортов и оставляю на следующий сезон уже своими семенами. Смотрю как покажут себя дальше и сравниваю вновь уже с новыми сортами аналогичной формы и размерного ряда.

Да, можно было бы остановиться на достигнутом. Например, в этом сезоне я вырастила 77 сортов, к повтору пока планирую 23 сорта, то есть меньше половины. Еще около десятка сортов буду иметь ввиду на повторы и чередование. Значит посади я любые из 36 отбракованных сортов и получила бы только печаль и томаты на переработку. И не узнала бы, что есть другие 33 сорта, которые впечатлят и порадуют меня. Все это, конечно, из серии "Что там, за горизонтом", но тем увлекательнее ждать нового сезона, проводить сравнение сортов, отложенных на посадку. Кстати, часть семян, купленных в 2019г у меня так и остались лежать. И сегодня я понимаю, что в жизни бы не купила эти сорта. Меняется насмотренность, параметры выбора, складываются требования к сортам. Еще и поэтому нет большого смысла набирать сегодня на годы вперед. Но я вас всех понимаю, мне самой очень сложно остановиться. Помогает переключение на другие культуры или другие жизненные задачи. Главное своевременно снизить степень важности обладания именно этими сортами и именно сегодня. Ведь завтра они непременно кончатся, кончится скидка на них или сорт исчезнет с планеты))

Друзья, мы тут недавно беседовали в комментариях с читателем Андреем Труновым под статьей Теплица из стрейч-пленки и наш разговор о способах выращивания, о подходах, натолкнул меня на мысль поговорить-8

Цели выращивания

Еще один способ структурировать свои хаотичные покупки это определение целей выращивания томатов. Это один из самых важных вопросов, который не решается раз и навсегда. Но кое-что все же определить можно.

Выращивая те же томаты вы неизбежно получите урожай. Как вы планируете его обрабатывать? Что именно вы едите и в каких количествах? Какие заготовки вы любите и едите ли вообще. Скажем, я вообще не ем маринованные помидоры. Ни целые, ни кусочками, ни по каким специальным рецептам. Мне не нравится ни текстура ни вкус. Зато муж у меня их ест. Соответственно, для одного него надо не миллиард банок, а значит я могу потеснить всю засолочную группу.

Зато я обожаю томатный сок, а из отжимок делаю соусы и использую их как самостоятельное блюдо и даже при жарке яичницы. Это очень вкусно! И еще я очень люблю вяленые помидоры. Соответственно, мой выбор это все сорта, пригодные для соков и вяления. То есть все мои любимые тяжеловесы любых цветов и суховатые сливки любого размера. И в рамках этих основных категорий я и произвожу свои эксперименты. Еще мне очень интересно сварить варенье из сладких черри. В этом году не удалось, а вот в следующем попробую.

Таким образом, зная что именно вы охотно употребляете в заготовках, можно определять группы и выбирать сорта.

Вашей целью вполне может стать продажа семян. Тогда вам действительно придется сажать всего понемногу, чтобы иметь ассортимент. Лично мне пока тяжеловато совмещать сбор семян и переработку - это все крайне долго получается. Тут пока не попробуешь не поймешь что именно из выращивания сортовых культур больше вас привлекает. И чего именно вам больше хочется. Но сформулировать задачи на сезон дело полезное. Они может и поменяются через год. Но цель определит ваш выбор сортов и их количество в том числе.

Друзья, мы тут недавно беседовали в комментариях с читателем Андреем Труновым под статьей Теплица из стрейч-пленки и наш разговор о способах выращивания, о подходах, натолкнул меня на мысль поговорить-9

Итог

Все мы любим стабильность и разнообразие одновременно. Такой парадокс человечества. Никто не любит перемен, особенно если не сам их инициировал, и никто не любит есть только овсяную кашу, даже самую прекрасную. Именно по этому мы выращиваем много видов овощей. Нам необходимо разнообразие.

Коллекционирование томатов, перцев и любых других культур это расточительство, я с вами согласна. Да, это невероятно неудобно - отслеживать каждое растение, потому что оно у тебя одно, иногда два на пробу. Главное дело, что все в основном на пробу. Слишком много новичков с непредсказуемым ростом и проблемами. Это очень неудобно, когда переработка тех же томатов состоит из разноразмерных и разных по назначению плодов, а все нужно обработать быстро, потому что большая часть из них еще и не хранится. И еще и надо заготовить из всех из них семена и ничего не перепутать.

По себе могу сказать, что огород это для меня и средство самообеспечения и способ самовыражения. В этом году я попробовала совместить самообеспечение с коллекционированием - это сложно. Поэтому культур для реализации моего любопытства, очевидно должно быть не много, иначе мы рискуем остаться без ожидаемого урожая. Томаты с лихвой окупают мой интерес к коллекционирования. А вот, например, перцы и баклажаны мне оказалось совершенно неинтересно сажать великое множество. Тут я хочу стабильной предсказуемости, поэтому перехожу на гибриды и оставлю сорта, которые хорошо себя проявили. Но сотня сортов перцев, высаженная одновременно, мне не интересна. Пока что я хочу получить максимально большой урожай с небольшого количества кустов и это моя цель. Хотя бы тут мое собирательство ослабило хватку))

Друзья, делитесь, узнали ли вы себя? Может быть есть еще аспекты, о которых я забыла упомянуть. Пишите ваше мнение, обмен опытом это всегда очень полезно и интересно.

Вся подборка по сортам и выращиванию томатов: