Что происходит на рынке «второго эшелона», среди подержанных автомобилей возрастом 3-5 лет? На большинство таких машин уже не действует дилерская гарантия, которая может стать решающим фактором при выборе между официальным и неофициальным вариантом. К тому же, как отмечает руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков, именно эта категория автомобилей сейчас наиболее активно пригоняется из-за рубежа, смешиваясь с теми экземплярами, которые были в России с самого начала, и также влияя на ценообразование.
Портал «Дром» провел исследование изменения цен на подержанные машины в возрасте 3-5 лет с января по ноябрь 2022 года, разделив их на три категории: отечественные автомобили, популярные кроссоверы и рамные внедорожники. Вот что из этого получилось.
Как изменились цены на отечественные автомобили
На рынке подержанных российских машин возрастом 3-5 лет ситуация с ценообразованием в целом напоминает ту, которая сложилась и в других автомобильных сегментах. В марте-апреле был зафиксирован резкий всплеск стоимости, после которого началось плавное снижение. Три легковых модели Lada — Vesta, Granta и Largus — к концу ноября подорожали на 4%, 2,1% и 5,7% соответственно. В абсолютных цифрах средняя стоимость этих автомобилей составляла 942, 688 и 828 тысяч рублей соответственно против 905, 673 и 784 тысяч в январе 2022 года.
Как изменились цены на популярные кроссоверы
В эту выборку попали 8 кроссоверов, исторически пользующихся высоким спросом на российском рынке. Четыре модели можно выделить в общую группу: в январе 2022 года Volkswagen Tiguan, Skoda Kodiaq, Mazda CX-5 и Toyota RAV4 стоили в среднем по 2,5-2,7 млн рублей.
В апреле сильнее всего подорожала Toyota: пик средней стоимости японского кроссовера пришелся на отметку в 3,32 млн рублей, но в итоге ценник опустился до отметки в 2,9 млн — и там же консолидировались Volkswagen и Skoda. Mazda дорожала меньше остальных, а подешевела сильнее: к ноябрю средняя цена составила 2,6 млн рублей против 2,5 в январе, что соответствует росту на 4,0%. Volkswagen, Skoda и Toyota показали результат в 5,0, 3,0 и 8,2 процента соответственно.
Высокую «живучесть» продемонстрировал Mitsubishi Outlander: в июле цена перестала падать и даже немного пошла вверх, в итоге кроссовер в январе оказался на 7% дороже, чем в январе — 2,4 млн рублей против 2,24. Ближе к осени начал чуть расти покупательский интерес в отношении Hyundai Tucson: цены колеблются вокруг отметки в 2,26 млн рублей, что на 4,8% выше, чем в начале года.
Родственный Kia Sportage в целом чуть дешевле «Туссана» — примерно на 100 тыс. рублей. Из графика видно, что весной он дорожал заметно меньше, теперь же цена стабилизировалась чуть ниже 2,2 млн — но в процентном отношении это уже на 5,8% выше январской отметки, то есть в относительных координатах Kia подорожал сильнее, чем Hyundai. Что же до Nissan Qashqai, то ему единственному из всей подборки удалось удержаться ниже двухмиллионной отметки и в принципе показать самый умеренный рост цены: 1,94 млн рублей в ноябре — это всего на 3,5% больше, чем в январе.
Как изменились цены на рамные внедорожники
Это самая разношерстная выборка в сегодняшнем исследовании: сюда попали и китайский внедорожник Haval H9, заслуживший хорошую репутацию у российских владельцев, и великий и ужасный «Гелик». В абсолютных цифрах цены подержанных G-Class в возрасте от 3 до 5 лет потрясают: начав с 15 млн руб в январе, немецкий вездеход вскарабкался выше 23-миллионной отметки к апрелю, но в итоге вернулся почти туда, откуда начинал: в ноябре он стоит чуть больше 16 миллионов, что соответствует росту на 7,7%.
Удивительно, но выносливый рамник Mitsubishi Pajero Sport с января по апрель почти не подорожал: в январе было чуть меньше трех миллионов, теперь чуть больше, разница всего 2,2 процента. Haval H9 сейчас в среднем оценивается в 2,4 млн рублей, прибавив 4,1% к зимней цене, а вот американский внедорожник Jeep Wrangler сотворил настоящую сенсацию, не подорожав, а подешевев на 3,9 процента! Сейчас он оценивается в 5,07 млн рублей — это на 200 тысяч меньше, чем в январе. Примечательно, что аналогичную динамику эта модель продемонстрировала и в исследовании подержанных машин возрастом 1-3 года, проведенном Autonews.ru и «Авито Авто».