Олег Румянцев
Когда я бываю на Преображенском кладбище, я воочию вижу всю разветвленность семьи и вспоминаю, как сложилась судьба детей Кирилла Михайловича и Евфимии Петровны Брюшковых — моих прапрадеда и прапрабабушки.
Я навещаю их, прохожу мимо склепа семьи Гучковых. Далее, около склепа Морозовых, стоит большой старообрядческий камень, на котором выбито: «Иван Кириллович Калугин». На 10-й линии захожу в палисадник семьи Румянцевых. На 11-й - семья Смирновых, а неподалеку – Щукины. Все это мои родственники, и почти все мои родственники похоронены здесь, на Преображенском кладбище.
У Кирилла Михайловича и Евфимии Петровны было двое сыновей и пять дочерей, их судьбы сложились по-разному.
Старший сын, Иван, после смерти отца в 1890 году стал хозяином семейной ткацкой фабрики, торговлю вёл в Лефортово, купил дом на Генеральной улице (сейчас Электрозаводская). Жену его звали Клавдия, сына, как и отца, - Иван.
Алексей, младший сын Брюшковых, был купцом 2-й гильдии.
После смерти отца жил с матерью на Суворовской улице. У Алексея был сын Борис, во время Великой Отечественной войны находившийся в московском ополчении. В 1941 году он пропал без вести под городом Вязьмой.
Теперь о дочерях.
Гучковы
Там же, на Генеральной улице, жила сестра Ивана Кирилловича, Ольга.
Она была женою фабриканта, купца 1-й гильдии Фёдора Ефимовича Гучкова - депутата Московской Думы и попечителя многих социальных учреждений. Ольга возглавляла благотворительное общество детской больницы святого Владимира в Сокольниках, где лечились дети работников фабрики.
Из рассказов родственников известно, что Фёдор Ефимович любил христосование с царями на пасхальные праздники. Он как почетный гражданин Москвы, попечитель многих благотворительных обществ любыми путями старался получить допуск на христосование, в котором участвовали и старообрядцы. У Фёдора Ефимовича и Ольги Кирилловны был единственный сын Фёдор.
Щукины
Другая сестра, Екатерина, была замужем за купцом 2-й гильдии Василием Лукичом Щукиным, торговавшем продуктами.
Проживали они на Садовой Каретной. У Щукиных было семеро детей.
Екатерина умерла в 34 года.
Когда не стало и отца, младшую дочь, 9-летнюю Сашу, забрала тётя. Жизнь Александры и дальше складывалась нелегко. Мужа ее расстреляли в 1937 году, и она осталась одна с двумя детьми в Таганроге, далеко от своих родственников, ещё и как жена врага народа. Обо всем этом мне рассказал внук Александры Васильевны Андрей. Он также поделился со мной семейными фотографиями из своего архива.
Смирновы
Сестра Мария была замужем за купцом 2-й гильдии Георгием Георгиевичем Смирновым, торговцем мануфактурой.
Двое их детей умерли в младенчестве, но в семье жили две племянницы - Зинаида и Александра - дочери умерших сестёр.
Жила Мария Кирилловна на Большой Богородской улице, была прихожанкой Федосеевской церкви на Преображенке, там и общалась с родственниками. Её муж умер в 46 лет, в 1913 году. Похоронена семья Смирновых на Преображенском кладбище.
Румянцевы
О своей прабабушке, Марфе Кирилловне, я уже рассказывал.
Муж — купец 2-й гильдии Георгий Степанович Румянцев, торговец рыбой. Семеро детей (сын Николай — мой дед). В 1901 году Марфа Кирилловна умерла, ей было 47 лет.
Вскоре умер Георгий Степанович, и младших детей Румянцевых забрали к себе брат Марфы Кирилловны Иван и её сёстры.
Брюшковы
Анна Кирилловна Брюшкова, девица, жила вместе с родителями.
Кирилл Михайлович и Евфимия Петровна Брюшковы и их дети похоронены на Преображенском кладбище на своих родовых участках - Брюшковых, Смирновых, Щукиных, Румянцевых. Участки находятся на 9-й, 10-й, 11-й линиях. Ольга Кирилловна Гучкова похоронена в Париже, её сын Фёдор - в Монако.
Все присланные читателями старые фотографии и их истории можно посмотреть здесь.
Начало: