Найти тему

Поставщики на вырост: как устроена новая программа поддержки МСП

Оглавление

С ноября 2022 года крупные заказчики по 223-ФЗ могут выращивать для себя поставщиков из числа предприятий малого и среднего бизнеса. Рассказываем, чем участие в такой программе полезно для МСП и как в нее попасть.

Источник: Shutterstock.com
Источник: Shutterstock.com

Как появилась программа выращивания поставщиков

-2

За первые три квартала 2022 года госкомпании провели закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) на рекордные 3 трлн рублей. В 2024 году в рамках нацпроекта по поддержке предпринимательства объем закупок у СМСП должен быть доведен до 5 трлн рублей. Один из способов создать условия для этого — новая программа выращивания поставщиков.

Крупный заказчик, работающий по 223-ФЗ, может растить под себя партнера-СМСП. Заказчик за свой счет оказывает поставщику поддержку — финансовую, правовую, маркетинговую или любую другую, согласованную сторонами, — и указывает требования, которым поставщик должен при этом отвечать. Поставщик, в свою очередь, гарантирует поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг нужного качества, а если необходимо, то, например, модернизирует производство под запросы своего будущего заказчика.

Идея выращивания поставщиков появилась несколько лет назад, когда в 2018 году Корпорация МСП начала пилотировать такие программы. К середине 2022-го в проекте участвовали около 900 СМСП и 22 крупнейших заказчика. Среди них, например, РЖД, которые заинтересовались выращиванием поставщиков обогревательного оборудования и крепежа для железных дорог.

С 12 ноября 2022 года вступил в силу 285-ФЗ, внесший поправки в 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Теперь в законодательстве предусмотрена типовая форма программ выращивания и требования к участию СМСП в этих программах. Соответственно, выращивание стало доступно всем заказчикам, работающим по 223-ФЗ — и государственным, и частным компаниям. За Корпорацией МСП при этом осталась поддержка программы: мониторинг применения новой нормы, ведение необходимых реестров и другая оргработа.

Для чего заказчикам выращивать поставщиков

-3

С 1 января 2022 года все заказчики, которые работают по 223-ФЗ и сами не являются малыми или средними предприятиями, обязаны соблюдать минимальный годовой лимит закупок у СМСП — 25% от общего объема. Новый закон позволяет заказчикам легче соблюдать норматив.

  • Собрав пул проверенных поставщиков, заказчик снижает риски срыва контрактов, поставки некачественных товаров (особенно это сложная и высокотехнологичная продукция), выполнения несоответствующих требованиям договора работ или оказания услуг.
  • Закупочный процесс можно сильно упростить, включив в положение о закупках компании неконкурентную закупку у выращенных СМСП или конкурентную закупку с ограничением по участию только для выращенных компаний.

Что выращивание дает поставщикам

-4

Выращивание позволяет СМСП расширить производство, заключить выгодный лизинговый или кредитный договор, переоснаститься или начать выпуск более сложной продукции. Кроме того, благодаря такой поддержке субъект малого и среднего предпринимательства может повысить квалификацию своей команды, получить нужные лицензии и сертификаты, освоить новые технологии. Это сделает компанию более конкурентоспособной и увеличит ее шансы на сотрудничество с другими крупными заказчиками.

По оценке Корпорации МСП поставщики, участвовавшие в пилотных программах выращивания, после их завершения начали получать доход в среднем на 10% больше. У СМСП также появилась возможность увеличить численность персонала на 6%.

Например, металлообрабатывающая компания из Липецкой области благодаря такой поддержке сертифицировала свои помещения, цифровизировала и расширила производство, повысила узнаваемость бренда и количество продаж. В итоге она поставила рекорд, увеличив выручку за год в 14 раз. Свердловский производитель материалов для дорожного строительства за год нарастил выручку на 34%, а татарстанский производитель резинотехнических изделий — на 50%.

Кто может попасть в программу выращивания

-5

На участие в программе выращивания может претендовать любой СМСП, включая самозанятых, нижней планки по объемам производства или продаж нет. При этом поставщик должен подходить под требования к участникам торгов по 223-ФЗ, быть включен в реестр МСП и отсутствовать в реестрах недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ и 44-ФЗ. Позже это требование распространится также на реестр поставщиков, не исполнивших свои обязательства перед заказчиками по программе выращивания, но пока он еще не сформирован.

Также поставщик должен соответствовать требованиям, указанным в программе конкретного заказчика. Этот документ описывает ключевые условия выращивания:

  • Отраслевую специфику компании-заказчика.
  • Цели и виды деятельности в соответствии с ОКВЭД, под которые заказчик намерен выращивать поставщиков.
  • Минимальное и максимальное количество выращиваемых субъектов МСП, которых заказчик готов поддерживать по каждому из виду деятельности.
  • Критерии отбора поставщиков для выращивания по определенному виду деятельности. Каждая компания вправе сама определить эти критерии, например индекс технологической готовности поставщика к переоборудованию производства под заказчика, количество сотрудников в штате и пр.

Наконец, поставщик должен выполнять минимум одно из двух условий по виду деятельности:

  • Выпускать товары, выполнять работы или оказывать услуги с использованием инноваций.
  • Локализовать производство товаров, выполнение работ или оказание услуг в России. Если речь идет о выпуске продукции, поставщик должен именно создавать товары российского производства. Если он оказывает услуги или выполняет работы, СМСП достаточно быть зарегистрированным в России. Доказывать, что услуги предоставляются на территории страны, не нужно. Однако при этом важно, чтобы деятельность поставщика способствовала достижению целей заказчика, изложенных в программе выращивания.

Как попасть в программу выращивания

-6

1. Авторизуйтесь на Цифровой платформе МСП через Госуслуги. Найдите программы заказчиков, которые готовы выращивать поставщиков. Выберите подходящего партнера и заполните заявку. Обратите внимание: потребуется дать согласие на обработку персональных данных, а также на проверку достоверности всех представленных сведений и документов. Заказчик имеет право проверять эту информацию, в том числе выехать на предприятие вместе с представителем Корпорации МСП.

2. Дождитесь результатов отбора среди поставщиков-соискателей. Если заказчик выберет ваше предприятие, вместе с ним составьте индивидуальную карту развития. На этом этапе можно запросить те меры поддержки, которые считаете нужными: финансовые, страховые, имущественные, информационные, образовательные и другие. Заказчик может принять или отклонить запрос. Также в карте указываются сроки выполнения всех согласованных действий.

3. После согласования карты заключите с заказчиком соглашение об оказании мер поддержки. Как правило, это договор со встречными обязательствами: например, поставщик обязуется модернизировать производство под критерии заказчика, а заказчик — оплатить или прокредитовать это переоснащение.

4. Выполняя действия, зафиксированные в соглашении и карте развития, не забывайте фиксировать результаты и отчитываться перед заказчиком.

Стать поставщиком крупных российских компаний на ЭТП ГПБ