С ноября 2022 года крупные заказчики по 223-ФЗ могут выращивать для себя поставщиков из числа предприятий малого и среднего бизнеса. Рассказываем, чем участие в такой программе полезно для МСП и как в нее попасть.
Как появилась программа выращивания поставщиков
За первые три квартала 2022 года госкомпании провели закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) на рекордные 3 трлн рублей. В 2024 году в рамках нацпроекта по поддержке предпринимательства объем закупок у СМСП должен быть доведен до 5 трлн рублей. Один из способов создать условия для этого — новая программа выращивания поставщиков.
Крупный заказчик, работающий по 223-ФЗ, может растить под себя партнера-СМСП. Заказчик за свой счет оказывает поставщику поддержку — финансовую, правовую, маркетинговую или любую другую, согласованную сторонами, — и указывает требования, которым поставщик должен при этом отвечать. Поставщик, в свою очередь, гарантирует поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг нужного качества, а если необходимо, то, например, модернизирует производство под запросы своего будущего заказчика.
Идея выращивания поставщиков появилась несколько лет назад, когда в 2018 году Корпорация МСП начала пилотировать такие программы. К середине 2022-го в проекте участвовали около 900 СМСП и 22 крупнейших заказчика. Среди них, например, РЖД, которые заинтересовались выращиванием поставщиков обогревательного оборудования и крепежа для железных дорог.
С 12 ноября 2022 года вступил в силу 285-ФЗ, внесший поправки в 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Теперь в законодательстве предусмотрена типовая форма программ выращивания и требования к участию СМСП в этих программах. Соответственно, выращивание стало доступно всем заказчикам, работающим по 223-ФЗ — и государственным, и частным компаниям. За Корпорацией МСП при этом осталась поддержка программы: мониторинг применения новой нормы, ведение необходимых реестров и другая оргработа.
Для чего заказчикам выращивать поставщиков
С 1 января 2022 года все заказчики, которые работают по 223-ФЗ и сами не являются малыми или средними предприятиями, обязаны соблюдать минимальный годовой лимит закупок у СМСП — 25% от общего объема. Новый закон позволяет заказчикам легче соблюдать норматив.
- Собрав пул проверенных поставщиков, заказчик снижает риски срыва контрактов, поставки некачественных товаров (особенно это сложная и высокотехнологичная продукция), выполнения несоответствующих требованиям договора работ или оказания услуг.
- Закупочный процесс можно сильно упростить, включив в положение о закупках компании неконкурентную закупку у выращенных СМСП или конкурентную закупку с ограничением по участию только для выращенных компаний.
Что выращивание дает поставщикам
Выращивание позволяет СМСП расширить производство, заключить выгодный лизинговый или кредитный договор, переоснаститься или начать выпуск более сложной продукции. Кроме того, благодаря такой поддержке субъект малого и среднего предпринимательства может повысить квалификацию своей команды, получить нужные лицензии и сертификаты, освоить новые технологии. Это сделает компанию более конкурентоспособной и увеличит ее шансы на сотрудничество с другими крупными заказчиками.
По оценке Корпорации МСП поставщики, участвовавшие в пилотных программах выращивания, после их завершения начали получать доход в среднем на 10% больше. У СМСП также появилась возможность увеличить численность персонала на 6%.
Например, металлообрабатывающая компания из Липецкой области благодаря такой поддержке сертифицировала свои помещения, цифровизировала и расширила производство, повысила узнаваемость бренда и количество продаж. В итоге она поставила рекорд, увеличив выручку за год в 14 раз. Свердловский производитель материалов для дорожного строительства за год нарастил выручку на 34%, а татарстанский производитель резинотехнических изделий — на 50%.
Кто может попасть в программу выращивания
На участие в программе выращивания может претендовать любой СМСП, включая самозанятых, нижней планки по объемам производства или продаж нет. При этом поставщик должен подходить под требования к участникам торгов по 223-ФЗ, быть включен в реестр МСП и отсутствовать в реестрах недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ и 44-ФЗ. Позже это требование распространится также на реестр поставщиков, не исполнивших свои обязательства перед заказчиками по программе выращивания, но пока он еще не сформирован.
Также поставщик должен соответствовать требованиям, указанным в программе конкретного заказчика. Этот документ описывает ключевые условия выращивания:
- Отраслевую специфику компании-заказчика.
- Цели и виды деятельности в соответствии с ОКВЭД, под которые заказчик намерен выращивать поставщиков.
- Минимальное и максимальное количество выращиваемых субъектов МСП, которых заказчик готов поддерживать по каждому из виду деятельности.
- Критерии отбора поставщиков для выращивания по определенному виду деятельности. Каждая компания вправе сама определить эти критерии, например индекс технологической готовности поставщика к переоборудованию производства под заказчика, количество сотрудников в штате и пр.
Наконец, поставщик должен выполнять минимум одно из двух условий по виду деятельности:
- Выпускать товары, выполнять работы или оказывать услуги с использованием инноваций.
- Локализовать производство товаров, выполнение работ или оказание услуг в России. Если речь идет о выпуске продукции, поставщик должен именно создавать товары российского производства. Если он оказывает услуги или выполняет работы, СМСП достаточно быть зарегистрированным в России. Доказывать, что услуги предоставляются на территории страны, не нужно. Однако при этом важно, чтобы деятельность поставщика способствовала достижению целей заказчика, изложенных в программе выращивания.
Как попасть в программу выращивания
1. Авторизуйтесь на Цифровой платформе МСП через Госуслуги. Найдите программы заказчиков, которые готовы выращивать поставщиков. Выберите подходящего партнера и заполните заявку. Обратите внимание: потребуется дать согласие на обработку персональных данных, а также на проверку достоверности всех представленных сведений и документов. Заказчик имеет право проверять эту информацию, в том числе выехать на предприятие вместе с представителем Корпорации МСП.
2. Дождитесь результатов отбора среди поставщиков-соискателей. Если заказчик выберет ваше предприятие, вместе с ним составьте индивидуальную карту развития. На этом этапе можно запросить те меры поддержки, которые считаете нужными: финансовые, страховые, имущественные, информационные, образовательные и другие. Заказчик может принять или отклонить запрос. Также в карте указываются сроки выполнения всех согласованных действий.
3. После согласования карты заключите с заказчиком соглашение об оказании мер поддержки. Как правило, это договор со встречными обязательствами: например, поставщик обязуется модернизировать производство под критерии заказчика, а заказчик — оплатить или прокредитовать это переоснащение.
4. Выполняя действия, зафиксированные в соглашении и карте развития, не забывайте фиксировать результаты и отчитываться перед заказчиком.