Найти тему
Техника времени

Что было особенного в автобусах СССР, чего сейчас не хватает современным




ЗИС-154 — советский автобус, ставший одним из первых послевоенных серий автобусов ЗИС и у этого автобуса была масса достоинств, которых к слову не хватает некоторым современным автобусам. ЗиС-154 выделялся вагонной компоновкой и цельнометаллическим несущим кузовом. Причем специалисты предприятия, можно сказать шли в ногу с самыми передовыми технологиями того времени, использовав при его сборке метод клепки, который применялся в авиации. На автобус поставили двухтактный силовой агрегат работающий на дизельном топливе главной особенностью которого стал роторный механический нагнетатель. С его помощью продувались рабочие цилиндры и это делало ЗИС-154 довольно шустрым, несмотря на его солидный вес в 12 тонн. По дороге он мог разогнаться до 65 км/ч, что было для того времени очень даже солидная цифра.



Но главной особенностью советского автобуса стала электромеханическая трансмиссия. Даже передовые державы типа Великобритании или США такой в тот период не имели. Очень удобная штука, которая пришлась по вкусу советским водителям. Переходя на другую передачу теперь не было нужны выжимать сцепление или ловить обороты.

-2



Правда все это технические моменты, которые вряд ли были известны и интересны рядовому пассажиру. Для гражданина решившего поехать на автобусе, главное что бы двери были широкими и удобными для посадки-высадки, да в дороге не трясло на ухабах. Что бы зимой не поддувало из всех щелей. И здесь ЗИС-154 тоже показал себя очень достойно. Имея подрессоренную подвеску он очень хорошо справлялся с неровностями дороги, а климат в салоне эффективно регулировался хорошей отопительной системой и функциональной системой вентиляции. Был правда один минус: трогаясь с места автобус громко ревел и мог тупить по время разгона, но для своего времени это было простительно.

-3
-4



Впрочем, технические недостатки тоже были. Например мотор плохо синхронизировался с генератором, собственно поэтому и получалось зависание при старте с места. Обнаружились минусы и у самого двигателя. Проведя работу над ошибками, специалисты предприятия в 1950-ом году подготовили достойную смену в лице ЗИС-155. Примечательно, что эти автобусы можно было встретить на дорогах вплоть до 2008-го года. Согласитесь 60 лет, более чем достойный срок эксплуатации.

-5
-6