Найти тему
Душа на колесах

Вездеход "Харьковчанка". Как послевоенный СССР покорял Антарктиду

Оглавление

Середина XX века. Недавно отгремела Великая Отечественная, а Советский Союз уже вовсю покорял Антарктику. Ударное освоение ледяных просторов требовало не только мужества, но и огромного количества специальной техники, способной выживать в экстремальных условиях Антарктиды.

Обложка журнала с арктическим вездеходом
Обложка журнала с арктическим вездеходом

Требования к технике тоже были суровые – высокая проходимость, грузоподъемность и безотказная работа при экстремальных температурах. Средние показатели антарктического лета -30…-50°С, а зимой и того ниже – до минус 70 градусов.

Чем ответил Харьков?

Создание нового тягача доверили Харьковскому авиационному заводу и заводу транспортного машиностроения им. Малышева. Работа закипела. Всего за три месяца советским конструкторам удалось создать технику, которая впоследствии практически вывезла на себе всю Антарктическую программу.

«Харьковчанка» создавалась на базе артиллерийского тягача АТ-Т с шасси от Т-54, который мог нести на себе 5 тонн груза и тащить еще 25 тонн на буксире. Но арктическому тягачу этого мало, хотя и АТ-Т пытался покорять ледяные просторы южного континента.

"Харьковчанка". Фото topwar.ru
"Харьковчанка". Фото topwar.ru

Новой «Харьковчанке» добавили еще два катка. Траки оснастили снегозацепами для лучшего сцепления, а мощность двигателя увеличили почти вдвое.

Артиллерийский тягач АТ-Т покоряет Антарктику. Фото auto.24tv.ua
Артиллерийский тягач АТ-Т покоряет Антарктику. Фото auto.24tv.ua

Авиационный завод хорошо поработал над кабиной, уместив в утепленную коробку водительское место, кухню-камбуз, спальный отсек, сушильное помещение и рабочую «каюту».

В итоге получился настоящий антарктический вездеход:

  • Ширина – 3,5 м;
  • Высота – 4 м;
  • Длина – 8,5 м;
  • Двигатель – дизель 520 л.с. (с наддувом до 995 л.с.);
  • Запас хода (побег без дозаправки) – 1500 км;
  • Объем бака – 2500 л;
  • Средняя скорость по снегу – 5-11 км/ч;
  • Максимальная скорость – 30 км/ч;
  • Преодолеваемый подъем – 30°.

Машина не только несла собственный 35-тонный вес, но и тащила за собой сани с грузом до 70 тонн.

Кузов вагонного типа давал доступ к двигателю, так что обслуживать агрегат можно было прямо из теплого помещения. Еще одно уникальное свойство тягача – умение плавать. Конечно, реки «Харьковчанка» не форсировала и десант не высаживала. Зато герметичная кабина, как поплавок, удерживала технику на воде в случае, если машина случайно проваливалась под лед. А вот доставать тягач уже пришлось бы с помощью лебедки.

Вездеход с поломанной гусеницей. Фото wikipedia.org
Вездеход с поломанной гусеницей. Фото wikipedia.org

Но были у «Харьковчанок» и недостатки, из-за которых они проигрывали своему предшественнику – менее вместительному «Пингвину».

Главная беда нового тягача крылась в изоляции кабины. Она была хорошо герметизирована и не продувалась, зато частично пропускала выхлопные газы. Решить проблему удалось уже во второй модификации, где разделили кабину и жилой отсек, а агрегатный узел вынесли под капот.

Но случилось это только в 1975 году, а пока советским исследователям предстояло дышать выхлопами и трястись вместе с работающим под кабиной двигателем по снежной целине.

Что еще нового у второй «Харьковчанки»

Обновленный тягач получил не только автономную кабину, соединенную с жилым отсеком переходным люком, но и более толстый слой утеплителя. Кроме того, теперь у вездехода появилась собственная дизельная электростанция, к которой можно было подключить как внутренние, так и внешние потребители.

"Харьковчанка-2" Фото из свободных источников
"Харьковчанка-2" Фото из свободных источников

Сквозь метели

Первый переход харьковских тягачей состоялся в 1959 году. Колонна тяжелой техники выдвинулась из «Мирного» к Южному полюсу и, пройдя 2700 км, достигла точки назначения – станции «Амундсен-Скотт». Обитавших там американцев заранее предупредили радиограммой. Русские гостили на станции несколько дней. За это время они совершили символическое путешествие вокруг Земли и установили рядом с американским стягом советский флаг, в честь покорения Полюса отечественной экспедицией.

Кто вас встретит на Полюсе недоступности?
Душа на колесах15 сентября 2022

«Мы ожидали встретить группу бородатых, утомленных исследователей, но вместо этого были рады приветствовать чисто выбритых, жизнерадостных, энергичных и очень-очень счастливых людей» – телеграфировали американцы посла ухода нашей экспедиции.

Несмотря на все сложности пути и поломки гусениц, «Харьковчанки» с честью выдержали трудный переход в составе 4-й Арктической экспедиции. Конечно, со временем их заменила более совершенная техника, но известно, что отдельные машины эксплуатировались вплоть до 2010 года. К слову один из тягачей так и остался на станции «Прогресс» на вечной стоянке.

Марка
Марка
Платформа "Северный полюс". Назад в Арктику
Душа на колесах17 октября 2022
Новый вездеход "Урал". На автобусе в Арктику
Душа на колесах7 ноября 2022
Как магия русских "Шаманов" укрощает бездорожье
Душа на колесах24 августа 2022

Авто
5,66 млн интересуются