Найти тему
Conglomerat

Микрофинансы. Комплексное управление рисками

Павел Исаев на Russia Risk Conference 2022
Павел Исаев на Russia Risk Conference 2022

20-21 октября 2022 г. в Москве состоялась Russia Risk Conference 2022 - крупнейшее ежегодное профессиональное событие для риск-менеджеров, объединяющее современные подходы, технологии и инновации в области управления рисками финансового сектора.

В работе сессии КОМПЛЕКСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ФИНАНСОВЫХ КОМПАНИЯХ (ERM) приняли участие представители разных сегментов финансового рынка. Текущая рыночная ситуация оказывает глобальное влияние на любую деятельность, но решения и пути реализации антикризисных мер представителей сектора уникальны и непохожи не только из-за их разной целевой специализации.

Если раньше представители бизнеса в зависимости от рода деятельности компании могли планировать на 3-5-7-10 лет вперед, то сегодня горизонт планирования сократился значительно, старые стратегии потеряли актуальность.

  • Какие рыночные изменения 2022 года оказали влияние на бизнес вашего сегмента?
  • Что изменилось в стратегическом планировании и в части управления рисками?
  • Каким будет дальнейшее развитие компании? Прогнозы?
  • Какие иные существенные (но не рыночные) изменения, например, связанные с регулированием, оказали влияние деятельность сектора?

На вопросы блиц-интервью и участников конференции отвечали риск-менеджеры НПФ, управляющих, микрофинансовых и лизинговых компаний.

Микрофинансы

Павел Исаев, директор по управлению рисками CarMoney продолжил обсуждать тему микрофинансирования, но уже в разрезе оценки залогового портфеля в период кризиса и отличий в платёжном поведении одного клиента по разным продуктам.

CarMoney – финтех-компания, основным продуктом компании выступает потребительский займ под залог автомобиля, деятельность которой находится между микрофинансовыми компаниями и банками. Средний чек CarMoney – это 300 тыс. руб., ставка примерно 40%, что выше МФО. Специфика компании несколько отличается от специфики всего кредитного сектора, поэтому восприятие текущей рыночной ситуации, оказывающее влияние на ее деятельность, кардинально не похоже ни на одного игрока финансового рынка.

CarMoney ранее и сейчас наблюдает постепенный выход игроков, как представителей сектора МФО так и банков. Более консервативный подход банков по кредитованию влиял на деятельность CarMoney и в части бизнеса, и в части риск-менеджмента. Компания наблюдает за поведением конкурентов и делает определённые выводы. Так наблюдается очень важный тренд, который необходимо проанализировать и начать применять в аналитических моделях – это смена стратегий управления бизнесом в части рефинансирования займов. У МФО и банков взгляд на это совершенной различен. Так, например, кто-то воспринимает уход клиента до момента получения финансовой компании прибыли (потерю LTV) как инструмент управления рисками. Клиенты CarMoney — это клиенты микрофинансовых компаний с большой долговой нагрузкой и поэтому не благонадежны для банков, приходят за «оздоровительными», снижающими нагрузку займами, остальные клиенты (таких примерно 30%), проходят по всем банковским критериям, как стабильные. Состояние бывшего банковского клиента после взаимодействия с CarMoney может быть различным, поэтому аналитики пытались влиять на вероятность рефинансирования еще до кризиса 2020, и «резкие движения» могут принести вред бизнесу, потому что на поведение заемщиков влияют как фундаментальные предпосылок, так и множество субъективных психологических, но краткосрочных, факторов.

Источник рефинансирования – это одна из переменных, которая является характеристикой риска заемщика. И весьма интересен цикл перетока заемщиков из одной кредитной организации в другу и насколько материален, предсказуем и управляем существующий объем перекредитования. В нынешней рыночной ситуации эта задача стала еще более актуальной, так как источники погашения займов для клиентов сокращаются, так как банки уже ужесточили свои кредитные политики, микрофинансовые беззалоговые компании также к этому стремятся. И для CarMoney это важный момент для оценки и выработки решения.

Напомним, что у CarMoney портфель залоговый, и покрытие залогом займа находится в зоне 200% (залог перекрывает займ в два раза). Иногда риски искусственно провоцируются для получения статистики, а не для извлечения пользы для бизнеса. Хорошо это или плохо, спорный вопрос. Последние два года дали очень хорошую органически базу и фактуру для понимания, как бизнес ведет себя не в смоделированных, а в реальных стрессовых ситуациях. Сейчас наблюдается высокая стабильность залогового портфеля и клиента CarMoney к текущим сценариям кризиса. Если во время пандемии действительно наблюдался шок (примерно пара недель) и полное падение (снижение) платежной дисциплины, которую очень долго восстанавливали, то сейчас это показатель снижения уровня платежей составил всего лишь 10%, далее произошло восстановление, со стабильной платежной дисциплиной.

Кризис спровоцировал переток клиентов из банковского сектора к МФО, сократилась доля досрочного погашения кредитов, определил позицию заемщиков в части своевременной оплаты небольшими суммами при сохранении имеющихся средств в качестве накоплений. Примечательно, что все слабые зоны финтех компаний – отсутствие доступа к внешним источникам финансирования (промышленному, институциональному), ориентиры больше на микро, нежели на макроэкономику, защитили МФО в нынешней ситуации. Микрофинансовый сектор можно сравнить с натуральным хозяйством, которое очень замкнуто на себе, поэтому любые внешнеполитические и экономические потрясения оказывают меньшее влияние. Таким образом слабость стала силой.

Крупные компании управляют рисками на 90% процентов. Небольшие – в 90% управляют неопределённостью. Риски – это статистика, вероятность, рейтингование. Неопределённость же – это совершенно иные подходы, основанные на креативе, гипотезах, сценарном моделировании.

Гиганты (банки) обладают достаточными ресурсами и компетенциями, чтобы перестроиться, но делают это медленного, а организации, подобные CarMoney, находятся в состоянии постоянного движения и перестроения, так как настроены на трансформацию изначально. Поэтому не смотря на все шоки, оказывающие влияние и на бизнес, и на клиентов, участники сегмента МФО с точки зрения качества потока, стабильности портфеля и маржинальности более устойчивы, видят потенциал для развития и роста, и сохраняя свою основную стратегию.