Взламывая оборону фашистов под Сталинградом и на Курской дуге наши части с боями, метр за метром освобождали советскую землю, подступая к Харькову. По этим дорогам шагал с 1942 года и Василий Петрищев, выпускник Фрунзенского пехотного училища.
К этому времени он был уже командиром роты, входившей в 960-й стрелковый полк 299-й стрелковой дивизии. У села Полевое гитлеровцами был оборудован крепкий опорный пункт на высоте 201,7. Взятие её нарушало оборону немцев и открывало нашим войскам дорогу на Харьков. Командир дивизии генерал-майор Травников поставил задачу взять её в тот же день.
Изучив подступы к высоте, Петрищев доложил своему командиру план – в ночь на 16 августа (1943 года) меньшая часть группы его сводного отряда начнёт наступать на основные оборонительные рубежи высоты, создавая видимость активного продвижения. Когда противник подтянет туда огневые резервы, основная часть бойцов атакует его с тыла и фланга.
Всё прошло по плану, и 16 наших бойцов сначала уничтожили на высоте пушку и танк, а потом расправились и с немецкими автоматчиками. Высота 201,7 стала нашей. Но было ясно, что немцы не оставят попыток выбить наших бойцов с высоты, откуда открывался удобный путь вглубь их обороны.
Вскоре после прилёта нескольких снарядов, вокруг начали стягиваться фашистские автоматчики под прикрытием танков. Чуть только они оказались ближе, как вперёд полетели противотанковые гранаты. Наши бойцы уничтожали и пехотинцев. Когда встали первые два танка, немцы начали отходить.
На высоте от немцев остались окопы не только наверху, но и в 10-15 м ниже. Часть ребят перебралась туда. Теперь немцы уничтожались, не доходя до этих окопов. Враг не знал, сколько советских бойцов было на высотке. Зато наши отлично видели многократный численный перевес немцев.
Некоторое время было тихо, потом неожиданно стал приближаться новый лязгающий звук. Теперь немцы пошли в атаку под прикрытием танка-огнемёта. Он выжигал землю впереди себя до пепла. Обороняющимся слепило глаза и становилось всё труднее дышать.
Бойцы старались менять позиции и подбить этот страшно досаждающий танк, но не получалось. Он, к тому же, создавал дымовую завесу, за которой гитлеровцы отлично прятались от прицельного огня. Постепенно враг становился всё ближе.
В этот отчаянный момент из окопа рванул вперёд в сторону танка лейтенант Стародубцев. «За Родину!» - услышали оставшиеся на позициях бойцы. В руках у него была связка гранат. Через несколько секунд железный монстр дёрнулся и остановился. Стародубцева за дымом и огнём видно не было. Но своих товарищей он спас.
Шли часы. Бойцы продолжали держаться, хотя их становилось всё меньше. С третьей атакой дело дошло до рукопашной. Пока справились с врагом, частично прорвавшимся в окопы, за шумом и пылью один из немецких танков сумел подобраться вплотную. Открыв люк, нацисты стали швырять гранаты в траншею. Контузило командира. Но он всё же сумел послать в ответ противотанковую гранату. Она попала в открытый люк и танк взорвался.
Их оставалось совсем мало. Но почему-то казалось, что с ними была вся страна. Петрищеву было жалко и себя, и людей, но следовало действовать до последней минуты жизни! И он сказал: «Товарищи, будем стоять, как стояли панфиловцы у Дубосекова. Умрём, но не отступим!».
Наконец появилась связь с командованием полка. Подполковник Сорокин сказал, что подкрепление будет, надо только выдержать.
У бойцов пропало ощущение времени. Их оставалось семеро. Теперь танки чаще добирались до гребня и вели огонь почти в упор. Потом забрасывали наших гранатами. Бойцы были начеку и тут же откидывали гранаты обратно. Выдержать так долго было невозможно.
Петрищев поднял трубку связи. «Огонь на меня!» - передал он в штаб полка. Несколько минут, которые прошли после этого, показались ему вечностью. Наконец в восточной стороне блеснуло зарево. Земля по склонам высотки начала вставать на дыбы. Танки и пехота противника с большими потерями откатывались назад.
А наших оставалось четверо бойцов и радист Иван Чехов. Но они так и не дали фашистам встать не вершине этой высоты 201,7. Дело близилось к утру 17 августа, когда неожиданно раздалось русское «Ура!». Это была атака подразделения, пришедшего на подмогу.
Оставшиеся в живых старший лейтенант Василий Петрищев, сержант Владимир Бреусов, младший лейтенант Владимир Женченко, старший сержант Герасим Поликанов и ответственный за связь Иван Чехов, собрав остатки сил двинулись со своим полком.
Все, кто стоял на этой высоте, были награждены орденами. Четверо последних защитников стали Героями Советского Союза. Они прошли всю войну до Победы.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.