Найти тему

Духовность как состояние бытия. Каковы особенности человека духовного?

Оглавление

Все большую актуальность приобретает сегодня простой, казалось бы, вопрос: что такое духовность? По этой теме написано множество слов, многие уважаемые авторы изложили на данный счёт свои соображения. Между тем до сих пор существует ряд стереотипов, которые сбивают с толку людей ищущих. Попробуем вместе расставить ряд акцентов и понять, что же такое духовность и как её распознать в себе и в окружающих.

Чистое золото является символом духовности. Разумеется, не в стоимостном эквиваленте.
Чистое золото является символом духовности. Разумеется, не в стоимостном эквиваленте.

Духовность и стереотипы

Все мы так или иначе регулярно сталкиваемся с устоявшимися представлениями о том, что некие действия человека являются признаком его духовности/бездуховности. Например:

  • Человек духовный не ест мяса.
  • Человек духовный не курит/ не пьёт спиртного/ не употребляет наркотиков.
  • Занятия йогой повышают духовность.
  • Только бездуховные люди ругаются матом.
  • Духовность и богатство несовместимы.
  • Посещение храмов ведёт к духовности.
  • Любые проявления сексуальности есть признак бездуховности.
  • Благотворительность — явный признак духовности.

По каждому из этих стереотипов можно написать целую статью, но зачем? На мой взгляд, людям духовным и так очевидно, что никакая социальная активность не является показателем уровня/степени духовности.

В свою очередь, доказывать людям бездуховным подобный прописные истины бессмысленно.

Хочется тут сделать один простой и ёмкий вывод: если в своих рассуждениях о духовности вы до сих пор ориентируетесь на какие-то внешние признаки, главное от вас скрыто. Копайте глубже.

Духовность и свобода

На мой взгляд, главным качеством человека духовного является свобода. Пожалуй, между этими двумя понятиями можно даже поставить знак тождества.

По поводу свободы также как и по поводу духовности имеется среди людей тьма стереотипов. Разумеется, не следует путать свободу с вседозволенностью, распущенностью, эпатажем, социальной справедливостью, политической/экономической и т.п. независимостью, правом сильного или слабого и т.д.

Свобода, как и духовность, это внутреннее состояние человека. Свободу как и духовность человек не может себе просто позволить или, скажем, заслужить. Свобода это не достижение, которое раз обретя, можно считать навсегда данным.

Заставить себя быть духовным нельзя, также, как и принудить к свободе. В этом отношении не работают стандартная модель типа: поставил цель и иду к ней.

Духовность подобна свободе в том отношении, что она открывает нам иные возможности внутреннего бытия благодаря нашему намеренному отказу от упрощений, примитивностей, банальностей. В этом отношении могут иметь место некоторые наставления человека духовного по отношению к своим ученикам/духовным чадам. Но тут нет алгоритма, нет ясной и раз и навсегда данной программы, следуя которой можно быть уверенным в достижении результата.

Свобода — это не результат. Это процесс. Это постоянное внимательное выслеживание собственных слабостей и глупостей, осознание их влияния на свою жизнь, на образ мысли и — отпускание их, избавление от них. Освобождая себя от всякой ерунды мы и становимся свободными. Хотя, понимаю, звучит это несколько упрощённо.

Также и духовность есть процесс освобождения. Прежде всего от предрассудков. А также от собственной косности, глупости, предвзятости.

Можно ли в процессе этого процесса пить-курить и ругаться матом? — Полагаю, это вопрос риторический.

Духовность и качество жизни

Как меняется жизнь человека по мере того, как он становится более духовным?

Понятно, что какие-то внешние признаки будут тут неуместны. Часто невозможно отличить человека духовного от самого заурядного ни по одежде, ни по привычкам, ни по словам. Пожалуй, блеск глаз может о чём-то свидетельствовать. Но для того, чтобы понять качество блеска чужих глаз нужно, чтобы и твои собственные глаза обладали этим качеством.

Духовность приносит в жизнь человека проблемы, боль и страдания. Она приносит зуд неудовлетворённости и “скрежет зубом”. Человек духовный запросто может пройти мимо глупости и порока, он не станет ратовать за возмездие, не будет призывать на чью-то голову проклятия, обличать, разоблачать и т.д. Конечно, если нечто подобное может послужить ради спасения других — тогда да; но очень кулуарно, можно сказать, келейно.

Человек духовный всегда обнажён и душа его всегда чутко бдит. Когда он видит несправедливость, а происходит это практически повсеместно и непрестанно, человек духовный кается. Ибо он понимает, что нет ничего во-вне, что не имело бы прежде своего корня внутри. Отсюда возникает практическая убежденность, что всё, что с нами происходит и свидетелями чему мы становимся, имеет внутреннее происхождение.

Несовершенство мира есть прежде всего мое личное несовершенство. Если я вижу его вовне, значит, я самому себе позволяю сомневаться в том, что Творец всё творит безупречно, как и Он Сам. Ведь между Творцом и моим Высшим Я нет никакой дистанции. Я есть Он. Он есть Я. Он и Я — мы едины.

И вместе с тем жизнь человека духовного полна радости и ликования. По той же самой причине: он знает без догадок и сомнений, что Я и Он суть одно.

Духовность и смерть

Смерти нет.

Духовность и любовь

Любовь — это Единство.

Духовность и эзотерика

То, что сегодня принято понимать под термином “эзотерика” в основной массе своей есть потакание собственной слабости, гордыне. Как говорил дон Хуан, — индульгирование.

Понятно желание человека обрести спасение, освобождение, осуществить самореализацию. Потому что именно ради этого человек и воплощается тут, в мире плотноматериальном. Но это отнюдь не означает, что можно каким-то тайным образом обрести нечто, посидев в позе лотоса, выполнив миллион поклонов или простираний, освоив гадание на картах таро и т.п.

Почему-то принято противопоставлять “официальную” религию и эзотерику. Это, конечно, неверно. Религия также, как и всё в этом мире, имеет свой внешний экзотерический аспект (для всех) и внутреннюю эзотерическую составляющую (для "избранных").

Настоящая эзотерика — это путь к свободе. Конечно, на этом пути нам нужны наставники, которые уже прошли этим путём прежде нас, и которые имеют возможность показать нам необходимые приемы, чтобы помочь и нам обрести искомое. Подобные тайны не бывают публичными. Не потому, что кто-то там не достоин их знать или кому-то по рангу не положено. А просто потому, что это нужно не всем, а тем, кому это действительно нужно; в этом деле требуется постепенность.

По сей причине сформировался обычай скрывать процессы духовного просвещения под покровом “страшной тайны”. В реальности же под этим “покрывалом Изиды” нет ничего сверхсекретного. Ибо Истина проста и очевидна. Но чтобы принять очевидность истины подчас требуется жизнь (и многим — не одна).

Поэтому настоящая эзотерика — это не бизнес и не профессия. Это метод. Есть ключевые вехи данного метода, о которых иносказательно повсетвует Традиция. Тот, с кем это все так или иначе произошло, прекрасно понимает, о чём тут речь и без труда опознает все ключевые стадии “Великого Магистерия” в любом контексте.

В остальном, платите вы своему наставнику/гуру или нет, живете вы в миру и семье или в затворе и воздержании, читаете вы книги или медитируете в пещере — это всё детали. Все пути индивидуальны. Важно лишь — как меняется качество вашей жизни.

Не бывает фальшивых наставников. Все наши наставники суть отражения нас самих, наших ожиданий и намерений. Они приходят к нам в тот момент, когда мы готовы к подобного рода отношениям, и оставляют нас, когда их время проходит. Всё, что нас окружает — это наши наставники, всё вокруг. Окружающий нас мир — это всего лишь зеркало нашего внутреннего состояния.

Духовность и вера

Вера это вовсе не про то, верите ли вы в “существование” Бога или нет. Данный вопрос в контексте духовности даже не стоит. Это не просто очевидно, но: “А что, есть варианты?”

Вера начинается в тот момент, когда Истина обнажается и становится очевидной.

Вера — это мера духовности. Именно поэтому говорится:

…Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас… Мф. 17:20

Верить, значит, знать без тени сомнения, что Я есть Он. Он во мне, Я в Нём, мы суть одно. Что мир, всё сущее — это и есть Я.

Вера это качество, степень нашей свободы в текущем моменте.

Вера эта есть величайшее достижения человека духовного. Кто однажды сие постиг, открывает для себя вечность. Отныне жизнь перестаёт быть чередой событий, она превращается в постоянное внутренне созерцание бесконечного многообразия форм Единого содержания бытия. Поистине захватывающее зрелище.

Вот, как-то так.

Тимофей Решетов

https://t.me/geliocentric