Найти тему
VK о безопасности

Три истории от наших подписчиков о том, как их родители столкнулись с мошенниками в Интернете

Оглавление

Дорогие подписчики, сердечно поздравляем вас с Днём Матери!

Нет ничего важнее покоя и безопасности наших родных, поэтому сегодня хотели бы поделиться реальными историями наших читателей, чьи родители чуть не стали жертвами мошенничества, и напомнить базовые правила безопасности в сети для старшего поколения.

1.

Моя бабушка – опытный пользователь. Она смотрит сериалы в онлайне, часто покупает что-то для дачи в Интернете и в целом чувствует себя комфортно в Сети. Но однажды и она чуть не попалась на удочку мошенников.

На почту ей пришло письмо от Госуслуг с информацией о выплате компенсации лично ей, про которую она раньше не слышала. Далее в письме была кнопка “Получить выплату”, по-видимому, после перехода по кнопке появилась бы страница, где мошенники бы попросили данные банковской карты (якобы для перечисления средств, а сами бы, наоборот, украли деньги со счёта). Должен отметить, что шрифт, иллюстрации и стилистика письма были очень похожи на настоящие письма Госуслуг. Единственным отличием было неправильное название адреса отправителя – «gossuslugi.ru.», которое было видно, если навести мышку на область «отправитель». Кроме этого, оформление письма было как две капли похоже на оригинал, спутать было очень легко.

Но моя бабуля – молодец, человек старой закалки. Она засомневалась в тексте письма, так как ранее не слышала о подобной льготе. Для того, чтобы проверить информацию о положенных выплатах, мы вместе зашли в личный кабинет (ссылка на официальный сайт у бабушки была сохранена в “Избранном”) и убедились, что никаких уведомлений о новых выплатах не поступало.

2.

Недавно моей маме позвонили с номера банка, где она хранит деньги. Оператор говорила быстро, четко и по-деловому, как будто произносила текст уже не в первый раз. Она обратилась к маме по имени-отчеству и сообщила, что кто-то создал заявку на добавление к банковскому счету нового контактного номера: с его помощью можно войти в онлайн-банк. Когда мама ответила, что ничего не добавляла, оператор предложила отменить заявку. Для этого она пришлет на телефон смс с кодом. Сразу после этого, сообщение действительно пришло, причем с номера банка.

Интересно еще и то, что за несколько часов до этого мама пыталась перевести крупную сумму из этого банка в другой, но перевод заблокировали, о чем тоже прислали смс. Это стандартная практика: так банки пытаются защищать средства клиентов от мошенников. Тогда мама была на работе — и решила разобраться с этим вопросом позже. Сообщение о заявке пришло в ту же переписку, мама почти поверила “оператору”, но пришла в себя и повесила трубку, когда “оператор” стал требовать назвать код из СМС. Затем мы вместе позвонили в банк и убедились, что звонил действительно мошенник.

3.

Моей тёте в WhatsApp написал «помощник торговой площадки» одного известного маркетплейса и предложил большую скидку на следующий заказ. Якобы так компания извиняется за недавний сбой: из-за некорректной работы серверов они не смогли доставить товары многим покупателям. Правдоподобности добавляло то, что сообщение пришло от бизнес-аккаунта, а не от обычного пользователя.

Чтобы получить скидку, собеседник предложил отправить ему артикул или ссылку на любой товар на площадке маркетплейса, кроме нескольких товаров очень дорогого бренда мобильных телефонов. Тётя почуяла неладное, она никогда о таких скидках не слышала, но ей было интересно, что будет дальше и в ответ она отправила ссылку на дорогую соковыжималку. Собеседник отреагировал мгновенно: попросил выбрать способ доставки - курьером или в пункт выдачи. Тётя выбрала второе и указала выдуманный адрес. Мошенника это не остановило - он сразу прислал ссылку на оплаты заказа. Тётя не стала переходить по ссылке, а заблокировала этот контакт.

Несколько базовых правил безопасности для наших родителей и пожилых родственников:

1. Люди старшего поколения часто становятся жертвами телефонных мошенников. Злоумышленники представляются сотрудниками банков, правоохранительных органов или сотрудников МФЦ и требует от жертвы каких-либо быстрых действий. Например, звонящий представляется сотрудником полиции и сообщает, что кто-то из родственников пойман с поличным и нужно прямо сейчас заплатить крупную сумму. Преступники рассчитывают на шоковое состояние, не дают подумать и настаивают на немедленном принятии решения, а именно – переводе им денег. Здесь главное правило – не поддаваться эмоциям, положить трубку и связаться с близкими.

2. Избавьте от "писем счастья". Настройте почтовые ящики так, чтобы как можно меньше спама попадалось на глаза старшим родственникам. Объясните, что нельзя нажимать на ссылки в электронных письмах, они могут вести на сайты, предназначенные для обмана людей или заражения компьютеров вредоносными программами.

3. Фишинговые письма или сообщения, которые наиболее часто встречаются: требование оплатить долги;

  • получение неожиданных льгот, выигрышей или наследства;
  • большие скидки на дорогие товары;
  • просьба о помощи;
  • требование подтвердить свои данные;
  • подтверждение о переводе пенсионных накоплений в другой фонд на более выгодных условиях и др.

Чтобы не ошибиться, проверьте письмо по короткому чек-листу:

  • письмо или сообщение неожиданное?
  • Вы знаете отправителя?
  • Текст сообщения вызывает эмоцию?
  • Есть акцент на срочность?
  • В письме или сообщении есть потенциально опасный элемент (файл, картинка, ссылка или другие вложения)?

Как себя вести?

  • не паникуйте;
  • не спешите действовать: открывать файл или переходить по ссылке;
  • уточните информацию самостоятельно через другие каналы;
  • если не уверены, обратитесь за помощью к близким.

4. Помогите придумать уникальные и длинные пароли, объясните, что их нельзя никому сообщать. Расскажите близким о том, что хороший пароль - это комбинация длиной не менее 8 знаков, состоящая из букв разного регистра, цифр и спецсимволов.

5. Покажите, как использовать двухфакторную аутентификацию.

6. Расскажите о том, что не стоит оставлять слишком много личной информации там, где в этом нет необходимости, например, не стоит указывать домашний адрес и паспортные данные в опросах развлекательного характера.

7.Научите проверять данные в СМИ и официальных источниках. Нельзя верить всему, что можно прочесть в Сети, не стоит пересылать или делиться чем-то, если нет уверенности, что это правда. Потому что в противном случае можно стать распространителем ложной информации.

Подписывайтесь! Мы в Одноклассниках и вКонтакте.