Общественно-экономические формации сменяют друг друга постепенно. Со временем развивается наука, а за ней следует и технологический прогресс. Когда некоторый прогресс достигнут, он вступает в противоречие с производственными отношениями, то есть человечество уже готово к переходу на новую ступень развития, но отношения оттягивают это событие. Ровно так же сегодня многие страны готовы к переходу на следующую ступень развития, поскольку технологии уже позволяют автоматизировать часть труда и дать человеку больше времени на саморазвитие. Об этом мы писали статью.
Сейчас же речь пойдет о крестьянстве преимущественно в уездах Таврической губернии. В 1891 году В. Е. Постников, российский экономист-статистик, выпустил книгу «Южно-русское крестьянское хозяйство» на основе земской статистики. Ленин в молодости принимается за этот полный статистики и таблиц экономический труд и пишет объемную статью «Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни». Дело в том, Таврическая губерния и близ лежащие территории обладали большей зажиточностью, нежели другие регионы Российской империи. Мы разберем лишь первые 2 главы труда Ленина, и ежели вам будет интересна данная тема, продолжим по ней выпуск статей.
Крестьянство на выше названной территории было не только зажиточным, но и достаточно разнородным. Для простоты расчета и статистики Постников разделил крестьян на следующие группы: не сеющие, сеющие менее 5 десятин, сеющие 5-10 десятин, 10-25 десятин, 25-50 десятин, 50 десятин и более. Помимо этого, группы должны к чему-то соотноситься. Постников вводит названия уездов, которые вы можете увидеть в следующей таблице. Теперь перейдем от слов к цифрам и конкретике.
Крестьянство на выше названной территории было не только зажиточным, но и достаточно разнородным. Для простоты расчета и статистики Постников разделил крестьян на следующие группы: не сеющие, сеющие менее 5 десятин, сеющие 5-10 десятин, 10-25 десятин, 25-50 десятин, 50 десятин и более. Помимо этого, группы должны к чему-то соотноситься. Постников вводит названия уездов, которые вы можете увидеть в следующей таблице. Теперь перейдем от слов к цифрам и конкретике.
По данным таблицы 1 (см. фото выше), число многосеющих дворов по расчетам Постникова составляет 20%, а малосеющих и среднесеющих – по 40 %. Чтобы понять, как такие цифры получились, берутся числа всех малосеющих (до 10 десятин) и складывается отдельно по каждому уезду. Хотя можно ли к малосеющим отнести несеющих – вопрос дискуссионный. Таблица, конечно, с грубым пересчетом и составлена для общего представления.
Далее дана таблица 2 (см. фото ниже) с показателями видов земли: надел, купчая и арендованная. Надел – это не только глагол, но и земельный участок, который предоставляется крестьянской семье помещиком или в качестве поощрения за что-либо. Размер такой земли зависел от количества членов семьи. Большое количество детей в семье было вызвано не только высокой детской смертностью и желанием, чтобы кто-то подал стакан воды в старости, но и в том числе и чисто меркантильными намерениями, поскольку крестьянам жилось не так сладко, как сегодняшнему обывателю.
Купчая земля – здесь название говорит само за себя. Если у крестьянина каким-то образом скопились средства, он мог скупать землю уже не по числу членов семьи, а на сколько позволят финансы. Таким образом формировались зажиточные крестьяне, которым зачастую просто повезло. Аренда земли – принцип тот же, что и с арендой помещения и съемом квартиры.
Здесь мы можем видеть, что больше всего арендуют крестьяне, которые больше всего засеивают десятин. Если рассмотреть только группу «более 50 десятин», то мы заметим, что надел значительно меньше суммы купчей и аренды. Как же такие семьи засеивают все поля? Даже большой семье такое количество земли физически не по силам переработать. Ответ прост, и его более наглядно покажет таблица 3 (см. ниже). Сначала попробуйте проанализировать таблицу сами и ответить на выше поставленный вопрос.
Дано среднее число крестьян и работников по уездам и группам семей. Большие цифры вы можете видеть у семей с большим количеством земли. Конечно же, на такое количество земли чисто семейных рук не хватит. Проблема решалась наемными рабочими и крестьянами, которым не повезло стать зажиточными. По таблице можно видеть, что и тех, и других у многосеющих семей было больше практически в два раза, чем у малосеющих. Вырисовываются какие-никакие капиталистические отношения, и эти отношения основываются на технологическом прогрессе.
Зажиточный крестьянин не обязательно покупал землю для засева. Он мог установить производство для извлечения прибыли, а мог просто выкупить землю, дабы она не попала в руки конкурентов. Поскольку земля в Таврической губернии в основном черноземные, урожай по сравнению с другими регионами Российской империи был большим. Поэтому, даже если крестьянин не воспользуется плодами ценной землицы, он не позволит этого сотворить и конкурентам, а, следовательно, он монополизирует территорию. Монополия на что-либо позволяет счастливцу задрать цену, поскольку он является основным поставщиком, например, той же свеклы.
Где зажиточное население, там и есть бедное. Ничего не берется из воздуха. Постников пишет, что к арендодателям относится в основном бедное крестьянское население. Дело в том, что такие семьи зачастую не имели нужного количества и качества инвентаря, а также рабочего скота. Дабы выжить и спасти свою семью от голода, арендодатели за бесценок отдавали в аренду свои земли зажиточным крестьянам и тем самым попадали в их подчинение. Среди бедных 25 % арендаторов, среди зажиточных – 91 %. Это видно по таблице 4 (см. ниже).
Таким образом, мы можем видеть первые проявления раннего капитализма. Найм рабочих и крестьянских рук, первые заводы и предприятия, какой-никакой технологический прогресс и своего рода монополизация земель. Экономическая составляющая начала зреть, а вместе с ней и производственные отношения стали противоречить нововведениям.
Ленин дал такую картину русского землевладения к концу XIX века:
«Суть дела состоит в том, что на одном полюсе русского землевладения мы имеем 10,5 миллионов дворов (около 50 млн. населения) с 75 млн. десятин земли, а на другом полюсе тридцать тысяч земель (тысяч около полутораста населения) с 70 млн. десятин земли».
Сегодня при капитализме есть все инструменты для перехода к следующей более прогрессивной ступени, однако отношения не поспевают - капиталисты не хотят терять своего доминирующего положения. Однако противоречия никто не сможет заглушать вечно, и противоречия достигнут своего пика.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Для желающих поддержать нашу регулярную работу:
Сбербанк: 2202 2068 9573 4429