Найти тему

Схема Понци или как клерку из Италии удалось превратить один доллар в миллион за полгода

В холодный ноябрьский день 1903 года молодой человек по имени Чарльз Понци сошел с корабля, следовавшего из Италии в США. С этого момента вся его жизнь начилась заново. Во-первых, потому что в Америке его никто не знал, чем он и пользовался, придумывая одну историю за другой о своём происхождении и образовании в Италии. Во-вторых, с верой американцев в то, что разбогатеть можно быстро («Get rich quick!») его способности в подлогах, приписках и в оболванивании клиентов были востребованы у таких же, как он, работодателей. Чуть позже, приехав на заработки в Канаду, именно за подлог документов он и получил три года тюрьмы. Не успел Чарльз выйти оттуда, как возвращаясь в Штаты, снова угодил за решетку за провоз своих соотечественников - нелегальных иммигрантов через границу. 

Жизнь этого человека довольно быстро научила, используя возможности, оставаться не схваченным за свои проступки. Так он провел в Америке ещё 8 лет. 

Стоит заметить, что сама фамилия Понци переводится с итальянского как "обдумываю". Этот человек действительно являлся финансовым гением. На суд общественности он предложил не какой-то эфемерный способ заработка на взаимообмане, а прозрачную как слеза младенца схему. Он даже не обещал своим вкладчикам баснословного обогащения. Нет, он рассчитывал на думающих людей, а точнее, обдумывающих (понцирующих, как бы мы сказали) все риски до мелочей. 

Схема была проста ровно настолько, чтобы её без труда понял любой парикмахер или лавочник, и настолько же сложна, чтобы ни один из них не смог провернуть подобное дельце самостоятельно. 

Небольшое отступление в область терминологии финансов, а именно, арбитражных сделок. Не путать с арбитражным производством, как формой урегулирования споров с помощью негосударственных арбитров. Арбитражная сделка  - это вид торговли, когда продавец пытается заработать, продавая дороже один и тот же вид товара в одном месте, а закупая дешевле - в другом. То есть это сделка, основанная на неэффективном ценообразовании, когда рынок неправильно оценивает стоимость того или иного актива. 

Итак, гениальный Понци даёт интервью газете "Нью-Йорк Таймс" об истоках своего изобретения. До этого он сделал несколько публикаций в местечковых газетёнках, которые не принесли ему необходимой известности. Он рассказал, что зарабатывает для себя и для своих друзей на перепродаже марочных купонов. В то время действовало соглашение между США и странами Европы о том, что отправитель писем из одной страны мог вложить в них купоны с той целью, чтобы получатель писем мог эти купоны обменять на почтовые марки и отправить ответ за его счёт. Первоначально купоны обменивались на марки один к одному, но в дальнейшем, в результате инфляции и невнесении корректив в обменный курс разница в цене купона и соответствующих ему марок достигла 600%. К примеру, в Испании за один купон давали одну марку, а в США - шесть марок. Понци, по его словам из интервью, изучил обменные курсы в разных странах и вложил небольшую сумму денег в эти купоны. За первый месяц торговли купонами тысяча долларов принесла ему доход в пятнадцать тысяч. Затем он привлёк средства своих друзей, которым в обмен на деньги выдавал долговые расписки о том, что обязуется вернуть долг через 90 дней из расчёта 150 долларов за каждые внесённые ими 100 долларов. Но на самом деле, как он утверждал, возвращал им деньги и процены уже через 45 дней. 

freepik.com/free-photo/_13312397.htm
freepik.com/free-photo/_13312397.htm

Как видите, схема Понци основывалась на реальной арбитражной ситуации, в существовании которой мог лично убедиться любой американский вкладчик. 

Великая афёра века началась с этой публикации. 

В декабре 1919 года, в ещё более холодное время, чем тогда, когда Понци приплыл в Америку, он регистрирует «Компанию по обмену ценных бумаг» («The Securities Exchange Company») в бостонском муниципалитете. В штате этой компании он значился единственным представителем. 

Как вы думаете, кто были одними из первых вкладчиков в эту афёру? Как ни странно, ими являлись проверяющие, а именно, чиновник из Торговой палаты, который не счёл эту схему мошеннической, и почтовый инспектор. Он, впрочем, выразил сомнение в законности обмена огромного количества купонов, но Понци уверил его, что все обменные операции будут производиться на территории Европы и никак не затронут юрисдикцию федерального правительства. Эти два чиновника дали зелёный свет предприятию Понци и вместе с тем разорению сотен тысяч американцев. 

Долговые расписки Понци сначала были разноцветными в зависимости от вносимой суммы, потом все они стали жёлтыми с целью как можно быстрее обеспечить всех желающих, число которых к весне 1920 года перевалило за сотню тысяч, обменять свои деньги на выдуманные обязательства Понци. Уже в июле 1920 года заголовки газет пестрели подобными высказываниями: 

«Понци превращает один доллар в миллион и делает это, закатав рукава. Вы просто даёте ему доллар, и Понци прикручивает к нему шесть нулей».

«Бостон Трэвелер», июль 1920 г.

Крах предприятия Понци наступил внезапно и от неожиданного стечения обстоятельств. Понци, как водится, врал газете Нью-Йорк Таймс" о том, что сумел заработать 15000 долларов за один месяц. Все свои вложения в обстановку офиса и оплату интервью в крупнейшей газете он сделал из одолженных у своего знакомого продавца мебели 200 долларов. Естественно, с ним он расплатился по этому долгу, но не учёл, что Дэниэлс, так его звали, окажется настолько завистливым и жадным человеком, что заявит на него в полицию, требуя выплаты половины суммы его доходов от предприятия, и настаивая на этом бездоказательно. По тогдашним законам Штатов, даже бездоказательное требование выплаты части прибыли являлось поводом для заморозки активов ответчика. Такое недоразумение стоило Понци потери всего, так как сфабрикованное судебное разбирательство получило огласку, и сразу же привело к потоку требований от кредиторов о выплате причитающихся им денег. Родись Понци на 50 лет позже, такого закона в США уже бы не было, его отменили, как не соответствующего Конституции. Марочная пирамида Понци в таком случае просуществовала бы гораздо дольше и принесла убытки большему числу вкладчиков. Вот так, случайное стечение обстоятельств разрушило схему, в финансовой прозрачности которой были уверены сотни тысяч вкладчиков. 

Позднее, при слушании дела Понци в суде, выяснилось, что 80% полицейского управления Бостона являлись вкладчиками в марочную пирамиду. У этой аферы Понци было продолжение. Под арест попали все счета того самого Дэниэлса, как получателя половины дохода от предприятия Понци, которую, он, впорочем, не получил. Ему Понци выплатил лишь отступные в размере 40 тысяч долларов. Аресты накладывались на счета всех, кто успел вывести прибыль из "Компании по обмену ценных бумаг" с целью выплаты компенсации тем, кто их вывести не успел.

Понци осудили на пять лет с мотивировкой, что недостача по его долгам вкладчикам составила два миллиона долларов, тогда как он в общей сумме получил от них десять миллионов долларов. После отбывания срока Понци депортировали обратно в Италию. А уже оттуда, перед началом Второй Мировой войны, он сбежал в Бразилию, где скончался в возрасте 67 лет, не имея никакого состояния, кроме 75 долларов, на которые и был похоронен. 

А что же с марками, спросите вы? Ведь схема действительно была основана на извлечении реальной прибыли от махинаций с купонами. Как оказалось, казначейством США их было выпущено на куда менее скромную сумму, чем была задействована в афёре Понци. Он и сам знал об этом, поэтому в отчётах "Компании по обмену ценных бумаг" не было обнаружено ни одной сделки с почтовыми купонами. 

Источники: интернет, Википедия, книга С. М. Голубицкий «Как зовут вашего бога? Великие аферы XX века», фильм Схема Понци (2014 г.) 

Понравилась статья? 
Добавляйте ссылки на неё в избранное, делайте репосты, делитесь с друзьями.

До новых встреч!