Паблик-арт — это направление в современном искусстве. Работы художников и дизайнеров размещают в городской среде и вписывают в окружающее пространство. При этом произведения паблик-арта не обязательно материальны. К ним относят также городские процессии, выступления поэтов и спектакли уличных театров.
Куратор выставочных программ фонда V-A-C Анна Ильченко специально для портала «Культура.РФ» рассказала об известных работах, которые были созданы за рубежом в последние несколько лет. Читайте о скульптуре петуха на Трафальгарской площади, гигантской мешковине, накрывшей здание суда в немецком городе Кассель, «Воображаемом городе» в Лондоне, и «Большой глине №4» на Болотной набережной в Москве.
Урс Фишер. «Большая глина №4» (2013–2014)
В августе на Болотной набережной, перед новым культурным центром «ГЭС-2», который принадлежит фонду современного искусства V-A-C, установили скульптуру «Большая глина №4». Ее создал швейцарский художник Урс Фишер — живописец, скульптор, автор инсталляций и цифровых работ. Арт-объект представляет собой копию глиняного комочка, который художник размял в руках. До Москвы «Большую глину №4» выставляли в Нью-Йорке, напротив небоскреба Сигрем-билдинг 1958 года, и во Флоренции, на площади Сионьории, среди художественных произведений эпохи Возрождения.
В Москве скульптура находится в диалоге с городским пейзажем: с Москвой-рекой, с «ГЭС-2», с храмом Христа Спасителя и с внушительным памятником Петру I, виднеющимся вдали. «Большая глина» как недостающее звено в структуре города: есть храм Христа Спасителя про религию, есть Петр I про историю, есть «ГЭС-2» про культуру, а есть «Большая глина №4» про творчество, искусство и его зарождение. Я считаю, что все очень слаженно работает и скульптура идеально вписывается в окружающую среду.
Франческо Бонами, куратор экспозиции «Большая глина №4»
По словам Бонами, задумка Урса Фишера — показать своей скульптурой первое действие или даже намерение художника. Любое произведение искусства начинается с небольшого движения, и здесь это комок глины, который скульптор размял перед работой.
The Desert Biennial. Выставка Desert x AlUla (2022)
11 февраля 2022 года в Саудовской Аравии открылась выставка современного искусства Desert x AlUla. Она расположилась в пустыне, в регионе Аль-Ула, в 100 километрах от столицы страны. Здесь сохранились исторические памятники: объекты наскальной живописи в каньоне Джебель-Икма, старый город Аль-Улы и древние города Дадан и Хегра, где можно увидеть высеченные в скалах гробницы с резными фасадами.
Темой экспозиции современного искусства станет sarab — так на арабском языке называется мираж, частое явление, которое путники наблюдают в пустыне. В работах художников из Саудовской Аравии и других стран мираж предстал как сон, иллюзия или маскировка.
Понятия миража и оазиса в пустыне издавна связаны с идеями выживания, упорства, желания и богатства. Оазис связан с идеями обретения богатства или рая, а мираж является универсальным символом таинства воображения и реальности. <…> Все художники, чьи работы представлены на выставке, проведя определенное время в Аль-Уле, разработали амбициозные, поразительно инновационные и несколько специфические для данного места проекты, затрагивающие глубокие вопросы, которые не только вытекают из местного толкования явлений, но и находят отклик у зрителей во всем мире.
Рим Фадда, советник по организации Desert X AlUla 2022
Среди объектов гости выставки увидят работу из зеркал и пустых рам — она будто разбивает пространство на множество плоскостей и в то же время делает его бесконечным. Еще здесь представлена абстрактная монохромная композиция с узором, имитирующим рисунок песка, и даже небольшой оазис, который высажен прямо в пустыне.
Проект Desert X AlUla создали калифорнийская благотворительная организация Desert X и Королевская комиссия по развитию региона Аль-Ула (RCU).
Беседовала Диана Тесленко