Рассказываем о том, как их преподаватели и студенты создавали невообразимые проекты, планировали города будущего и сохраняли памятники старины.
Высшими художественно-техническими мастерскими назывались учебные заведения, которые появились в нескольких российских городах после революции 1917 года. Предшественниками московского ВХУТЕМАСа были Строгановское художественно-промышленное училище и Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
ВХУТЕМАС совершил настоящую революцию в художественном образовании. В первой половине ХХ века наука активно внедрялась во все сферы жизни, в том числе и в искусство, и потому в мастерских творческие поиски архитекторов всегда были связаны с утилитарным применением их открытий.
Архитектор Николай Ладовский, один из преподавателей ВХУТЕМАСа, разработал уникальную программу обучения — систему вводных дисциплин, которые преподавали на всех факультетах. Для архитектурного курса Ладовский создал дисциплину «Пространство» — и почти все ее основы до сих пор сохранились в программах российских вузов. Ладовский одним из первых стал внимательно изучать архитектурный парадокс: он гласил, что форма предмета разительно отличается от восприятия этой формы человеком. Поэтому студенты не только работали с теоретическими заданиями, но и решали производственные задачи, ездили со своими преподавателями на реальные строительные объекты.
В 1925 году систему Ладовского высоко оценили на Всемирной выставке в Париже, и о ней узнали по всему миру.
Беседовала Полина Пендина