«Горбунова Елизавета!» - раздалось величественным тоном в стенах торжественно украшенного школьного актового зала. Под раздающийся шум аплодисментов еще совсем юная девчонка в нарядном платье и с трясущимися ногами неуверенно шла за своей первой в жизни серьезной наградой - золотой медалью за окончание средней школы. В груди ее все трепетало от восторга и счастья. Она была уверена – впереди ее ждало прекрасное будущее и исполнение мечты.
***
Елизавета родилась и выросла в заурядном провинциальном уральском городке. Была обычной девочкой, каких тысячи. Но с самого детства она, в отличие от многих других детей, была очень усидчивой, старательной и трудолюбивой, потому что искренне считала, что усердная работа - истинная дорога к успеху. И этим Лиза сильно отличалась от большинства. Пока ее подружки играли во дворе, Лиза занималась.
- Лизонька, опять все над учебниками корпишь!
Пришедшая с работы мама, Нина Петровна, устало опустилась в кресло. Она видела, как ее дочь старается и упорно проводит время за учебой: «Вот есть же характер у девчонки! Другие хвостом махнули - и на дискотеку. Но не Лиза…».
Стремление к учебе у дочери Нина Петровна особо сильно ценила, ведь сама она когда-то упустила эту возможность: в институт не поступила, пошла сразу работать, и, как следствие, без образования у нее была не самая легкая и высокооплачиваемая работа - она трудилась на фанерной фабрике.
Несмотря на то, что работа действительно тяжелая, Нина Петровна все равно за нее держалась обеими руками: на многих предприятиях идут массовые сокращения и зарплату не выплачивают вовремя - задерживают по несколько месяцев, а тут пусть все же и не большие, но зато стабильные деньги.
***
Еще три недели назад Лиза ездила в областной центр для подачи документов в педагогический институт на факультет иностранных языков.
- Ишь, куда замахнулась! Да кто бы тебя еще туда взял! - Язвительно подковырнула ее подружка Люба.
- А что такого? - Удивилась Лиза.
- Да ты хоть знаешь, какой туда конкурс-то? Ого-го! А у тебя - ни денег, ни блата. - Заметила подруга.
- Ну, а вдруг мне просто повезёт? - Рассуждала Елизавета.
- Не знаю, не знаю. В таком деле уверенность нужна. Вот я подала документы в училище на лаборанта, и точно знаю, что получу профессию, а у тебя - все еще вилами по воде писано! - Продолжала убеждать Лизу подруга.
На самом деле, ни на какое везение, разумеется, Лиза не рассчитывала. Она знала, что рассчитывать можно и нужно только на себя и свои знания, а волшебника в голубом вертолете, увы, не существует. Никто не прилетит к ней и не подарит просто так какие-то блага. Рассуждать так – значило бы быть наивной глупышкой, какой Лиза точно не была. По крайней мере, в вопросах учебы и знаний.
И тем не менее, несмотря на недоверие подруги, Лиза верила, что сможет поступить, ведь золотым медалистам, коим она является, нужно сдать всего один экзамен на пятерку. Уж в чем, но в этом у нее сомнений не было, ведь, по ее мнению, она знала английский язык лучше всех не то, что в школе, а в целом городе: доказательством являлось то, что в этом году Лиза стала победителем городской олимпиады по этому предмету.
***
В общежитии областного педагогического института стоял шум и гам: юные абитуриенты, только-только вырвавшиеся на волю из-под родительской опеки, праздновали еще не начавшуюся студенческую жизнь.
В комнатах и коридорах царил сплошной хаос: все кричали, веселились, отовсюду играла громкая музыка.
Елизавета скромно и практически неподвижно сидела на краешке кровати, в выделенной ей комендантом комнате, и не знала, что ей делать дальше, поэтому она, по обычаю, распахнула книжку и принялась за чтение.
- А ты что застыла? С нами будешь праздновать или нет? - Подсела к ней новоиспечённая соседка.
Лиза растерянно и молча смотрела на нее, не зная, что ответить.
- Меня зовут Ира! - Девушка приветственно протянула ей руку.
Видя растерянный взгляд Лизы, Ирина одернула руку и надменно произнесла:
- Ладно, зубри, зубрилка! А меня и так возьмут, можешь даже в этом не сомневаться. Вот увидишь! - Подмигнула Ира.
Она отошла от Лизы, а та сидела на своей кровати и думала: «А что, если ее и правда возьмут? А вдруг мы вообще в одну группу попадём? Это же сколько нам еще учиться вместе… Ну уж нет, врагов лучше не наживать». После этого она отложила книжку, подошла к соседке, уверенно протянула руку и заявила: «Лиза Горбунова!».
***
«И зачем я только позволила какой-то Ире себя размалевать?!» - Думала Лиза про себя.
Она смотрелась в отражение старенького пыльного зеркала, которое показывало ей не слишком симпатичную картинку. Там она увидела тоненькие брови, превратившиеся в ниточки, густая чёрная тушь, в которую Ира так старательно плевала, слиплась, и ресницы теперь напоминали скорее паучьи лапки, а оттенок ярко-красной губной помады совсем не подходил к ее цвету волос.
«Дружба дружбой, но это явно не для меня. Ни раскрас боевой, ни посиделки с незнакомыми ребятами» - Молча заключила Елизавета, и стала вытирать рот носовым платком, который мама всегда заботливо клала ей в одежду.
После этого Ира ушла веселиться, а Лиза осталась сидеть с книжками, как и всегда. Честно говоря, это занятие было ей по душе гораздо больше, чем веселье в компании Ирины и таких, как она.
***
Экзамен прошёл быстро - все из-за нервной обстановки. Полсотни абитуриентов шуршали бумажками и ручками, шушукались друг с дружкой и списывали со шпаргалок.
Спустя час после экзамена Елизавета уже мчалась по старому коридору общежития, «украшенному» ободранными обоями и половицами, с которых уже пару лет как слезла коричневая краска. Слезы лились рекой из ее больших серых глаз, а ноги совсем не держали. Она и сама не поняла, как оказалась на холодных бетонных ступеньках какой-то запасной лестницы.
- Ишь, расселась тут! – Раздалось откуда-то сверху ворчливое брюзжание.
Пожилая уборщица грозно подняла перед собой швабру и замахнулась на Лизу.
- А ну, пошла отсель вон! – Прикрикнула женщина для усиления эффекта, думая, что одной швабры может быть и недостаточно.
Как вдруг, присмотревшись к Лизиному опухшему лицу повнимательнее, она внезапно участливо поинтересовалась:
- Или что, экзамен провалила?
После этого вопроса Лизу будто прорвало. Сквозь всхлипы, путаясь в словах, торопясь и перескакивая с одного на другое, она, неожиданно для самой себя рассказала, абсолютно постороннему человеку все, что накопилось.
А именно: как несправедливо и нечестно с ней обошлись, ведь она так хорошо перевела заданный текст и так грамотно отвечала на вопросы членов комиссии. А как одобрительно они кивали, глядя на нее во время ответа! А дальше - как она не поверила своим собственным глазам, когда увидела напротив своей фамилии в списках оценок поставленную в итоге тройку. И как стояла и пялилась на эту оценку, все никак не в силах поверить в случившееся.
Уборщица тетя Нюра слушала Лизу очень внимательно и ни разу не перебила - она хотела, чтобы девочка выговорилась, и ей полегчало. Но когда та закончила, она все-таки предложила:
- А ну-ка пойдем со мной, милая.
Слегка подталкивая абитуриентку в спину, тетя Нюра повела ее к себе в подсобку.
Лиза пила слегка горьковатый чай, от которого исходил приятный успокаивающий запах мяты, а Тетя Нюра приговаривала:
- Ты, моя хорошая, чаек-то пей, да послушай, что я тебе скажу. - Протянула она убаюкивающим тоном. Тикающие в углу комнатки часы своей размеренностью тоже успокаивали.
Читайте также: