Найти в Дзене

Скрипты продаж: за и против

Оглавление

Один из самых распространенных и в то же время противоречивых инструментов в работе отдела продаж — это скрипты. Мнения и отношения к ним настолько разные, что иной раз задаешься вопросом: почему мы сталкиваемся со скриптами продаж в большинстве хороших образовательных курсов, если вокруг них столько негатива?

Итак, скрипты — это все-таки хорошо или плохо? Давайте разбираться.

Автор: Алексей Юсов — член Экспертного совета кафедры «Системные продажи» Академии социальных технологий, эксперт-практик в области построения систем продаж и стратегического маркетинга.

Фото: Drazen Zigic, Freepik
Фото: Drazen Zigic, Freepik

Сначала вспомним определение:

Скрипты продаж — это пошаговый план разговора продавца с покупателем, в котором предусмотрены ответы на предполагаемые вопросы.

В чем польза скрипта?

  • У продавца есть готовые варианты ответов на вопросы — это позволяет чувствовать себя увереннее и быстро реагировать.
  • Новичкам легче влиться в работу и приступить к продажам.
  • Если разговор уходит куда-то в сторону, собеседникам проще вернуться к главной теме.
  • Есть общий шаблон, который используется как основа для коммуникации.
  • Скрипт можно легко видоизменять, улучшать с учетом особенностей разных людей.
  • Скрипт пополняется и совершенствуется в процессе работы за счет новых знаний сотрудников.

Основные минусы

В разговоре по скрипту не чувствуется естественности и легкости. Оппонент понимает, что с ним коммуницируют по написанной последовательности. При этом он не чувствует личного контакта и начинает закрываться, возникают коммуникационные барьеры.

Где применяются скрипты продаж?

По опыту могу сказать, что скрипты чаще применяются во входящих и исходящих телефонных коммуникациях, реже — в личных коммуникациях. Эффективность скриптов хорошо видна при работе с большим потоком входящих коммуникаций.

Скрипты также применяются в продаже сложных, более дорогих продуктов и услуг — но уже не в виде конкретных фраз и предложений, которые продавец или консультант должен дословно повторять, а в виде тезисов и примеров разных ветвей диалога. В этом случае задача специалиста — двигаться в коммуникации с клиентом по заданной последовательности, используя привычные ему фразы и конструкции.

Отдельно хочу отметить пользу скриптов при передаче лучших практик коллегам и сотрудникам с меньшим опытом. Для них очень важно иметь опору, использовать коммуникационные схемы, которые точно приведут к прогрессу в переговорном процессе. Например, во время работы с возражениями всегда приятно иметь в запасе 2-3 коммуникационные связки, которые помогут в действительно непростой ситуации. Когда мозг под действием адреналина начинает судорожно искать рациональные пути выхода из сложившейся ситуации, скрипты становятся очень полезны.

В персональных продажах скрипты используются для:

  • установления контакта;
  • прояснения потребности;
  • презентации ценностного образа продукта;
  • работы с возражениями/сопротивлением;
  • завершения сделки.

Разработка скрипта продаж

Для того, чтобы создать полезный и рабочий скрипт продажи, я рекомендую использовать схему из 6 шагов:

  1. Опишите контекст ситуации.
  2. Опишите целевое действие оппонента/клиента.
  3. Пропишите алгоритм ваших действия.
  4. Составьте возможные логические развязки.
  5. Из образа клиента проверьте логику.
  6. Пропишите в удобной для работы форме.
Фото: Drazen Zigic, Freepik
Фото: Drazen Zigic, Freepik

Так что же такое скрипты продаж? Полезны они или нет в рамках вашей системы? Однозначного ответа нет. Но я точно уверен, если вы будете разумно подходить к их применению, грамотно разрабатывать и учитывать советы, которые я дал выше, от них точно будет польза. Нет единого инструмента в продажах, который может дать везде 100% результат, но есть разумное применение последовательности шагов и методов.

Создавайте хорошие скрипы, автоматизируйте их и применяйте там, где они уместны!