Найти тему
ИОТ-университет

Академическая мобильность и сетевое взаимодействие – будущее высшей школы

На Второй всероссийской ИОТ-конференции эксперты изучили опыт двух масштабных программ развития высших учебных заведений – Сетевое взаимодействие (под эгидой ИОТ-консорциума) и Движ. Они являются отправной точкой для создания открытого образовательного пространства РФ в рамках развития ИОТ. Представители вузов раскрыли уникальные наработки в организации сетевых программ для студентов, а также обсудили эффективные модели взаимодействия и барьеры, которые предстоит преодолеть.

Наталья Андрейченко, проректор по развитию магистратуры УрФУ:
«Магистерские программы в УрФУ отвечают актуальным запросам быстро меняющегося рынка труда, и, что самое важное, запросам высокотехнологичных компаний. Именно они предъявляют сегодня повышенный спрос на подготовку высококвалифицированных кадров, способных к стратегическим изменениям. Выпускник магистратуры – это представитель команды изменений, а не просто носитель компетенции или квалификации. Ему требуется всесторонняя подготовка и знания из разных областей. Сегодня мы в партнерстве с ведущими компаниями региона и страны выстраиваем индивидуальную образовательную траекторию на принципах STEM-проектов. Однако сегодня уже тесно находиться в рамках одной программы и даже вуза – мы развиваем инструменты сетевого взаимодействия, которые сейчас проходят апробацию в рамках консорциума с компанией CUSTIS и пятью университетами-партнерами. Наша цель – обеспечить выборность за пределами университета и расширить ИОТ-консорциум до сетевого взаимодействия национального масштаба».

-2

Юлия Васильева, начальник управления проектирования и реализации образовательных программ, ИТМО:
«Программа ДВИЖ объединяет пять вузов, которые готовы делиться между собой опытом, лучшими практиками и студентами. ДВИЖ призван обеспечить в университетах развитие академической мобильности. Мы для себя определили, что это будет физическая мобильность. Студенты обязательно должны оказаться в других кампусах, коллективах, почувствовать другое расписание, другую среду. Для нас это важно – вживание в новую среду. С ИОТ-консорциумом ДВИЖ объединяет основная идея академической мобильности и отличие от традиционного сетевого взаимодействия. У нас нет компенсаторных функций. Наша главная цель – развитие выпускника с уникальным набором компетенций, который можно продать на рынке труда. Следуя своим образовательным маршрутом, студент развивает уникальный набор компетенций. Главное – найти несоответствие, что может дать вуз-партнер сверх того, что есть у нас. И студенты выбирают иное! У них популярны курсы по развитию мягких навыков, по журналистике и развитию искусств».

-3

Алексей Щербина, председатель Научно-методического совета ЮФУ:
«Индивидуализация – это не только выделение частного из общего. Это именно реализация индивидуальных образовательных траекторий и позиционирование студентам собственного ответственного выбора конкретных дисциплин, позволяющих достигать образовательные результаты, которые действительно соответствуют актуальным потребностям».

-4

Елена Бражникова, ведущий эксперт лаборатории цифровых технологий Центра цифровых решений и искусственного интеллекта РАНХиГС:
«У нас сейчас стоит задача сделать более доступным для студентов и для вузов информационное сообщение между собой. Для того, чтобы у нас ушли рутинные вопросы с обменом информацией, с тем, что видит студент, как ему предоставляется та или иная информация, что он может выбрать. Начали мы именно с перевода, так как там затрагиваются глобальные темы: это, прежде всего, построение и согласование с нашими партнерами информационного обмена. И одна из важных задач при взаимодействии с партнером – минимально менять контур его информационной системы».

-5

Григорий Алексанин, директор Института математики и компьютерных технологий (Школы) ДВФУ:
«В ИОТ-консорциуме вузов мы участвуем «ради приключений». Мы изначально ставим перед собой невыполнимую задачу. Но в процессе ее выполнения мир меняется к лучшему: улучшается система расписания, повышается качество курсов, появляется возможность конкурировать с сильными университетами, делиться между собой уникальными ресурсами, а студенты могут выбирать курсы других вузов».

-6

Вячеслав Романычев, начальник отдела протокола, маркетинга и выставочной деятельности департамента международного сотрудничества НИЯУ МИФИ:
«МИФИ сейчас – это не только некая совокупность технических областей, но также и междисциплинарных областей. В частности, у нас есть Инженерно-физический институт биомедицины. А биомедицина является очень прорывным междисциплинарным объектом науки. Есть также у нас институт, который направлен в основном на изучение экономических специальностей. При этом студенты таких институтов заинтересованы в освоении, например, навыков программирования, или хотят углубить то, что они не могут получить, в силу программы, в другом вузе. Наша задача в рамках трека академической мобильности дополнить образовательную траекторию таким образом, чтобы сделать ее максимально уникальной».

-7

Людмила Панкова, руководитель Дирекции основных образовательных программ СПбПУ:
«У каждого университета есть какая-то своя лучшая практика, которую можно упаковать и тиражировать. Когда мы вышли на достаточно тиражированный кейс по проектной деятельности, то увидели заинтересованность других университетов и поняли, что мы готовы поделиться нашей практикой. И здесь как раз стали возникать сетевые договоры по базовой части, по основам проектной деятельности. Потому что это уже упакованный продукт, достаточно обкатанная история, когда есть пул проектов. Для нас проектная деятельность обязательно включает в себя наличие заказчика, наличие проблематики, выполнение проекта студентом самостоятельно. Другим образовательным организациям это внедрить, может быть, достаточно сложно. Поэтому и возникли сетевые договоры и неплохая коллаборация по проектной деятельности».

-8

Александр Гаврилов, руководитель портфеля инвестиционных проектов компании CUSTIS:
«Передовые команды проектов развития академической мобильности и сетевого взаимодействия подчеркивают, что одним из самых серьезных барьеров остается коммерческая модель реализации сетевых программ. При этом реорганизация документооборота между партнерами и внутри вузов требует не менее серьезных усилий. Однако, при расстановке приоритетов я бы особо выделил задачу определения параметров-индикаторов успешности реализации сетевых программ. Без организации подобного мониторинга невозможно построение аналитики. А значит и шаг к обоснованию любой предложенной в будущем коммерческой модели будет под вопросом».

-9