Найти в Дзене
Офисный крыс

Перепрошивка предпринимателей. Ценность знаний

Оглавление

Доброго дня, коллеги. Знаете, справедливо говорят, что в российской экономике кризис - перманентное явление. И это так. А что самое ценное в кризис, что нужно, чтобы выживать и не превращаться в "ой, все пропало", а использовать "непростые времена" для развития. Крыс решил эту тему оформить в виде очередной Перепрошивки предпринимателей (другие перепрошивки, в которых мы учились считать метрики, меняли установки в головах относительно лояльности персонала и понимали, кем как управлять по синеньким словам-ссылкам), но данный текст будет полезен и "простым людям". Просто экстраполируйте с бизнеса на себя любимого и всего делов.

Кстати да. Прежде чем начнем. Важно понимать, что есть разные типы знаний. Сомнительно, что возможность по памяти цитировать пьесы Аристофана вам как-то по жизни пригодится - говорю как человек, 5 лет студенческой жизни учивший "зарубу" и "отечку" - зарубежную и отечественные литературы соответственно. А вот знания о, например, мотиваторах покупки - вполне себе к успеху приблизить могут. Так что важно понимать, какие знания имеют прикладную ценность здесь и сейчас, а какие служат "стимулятором мозга" и просто лишними не будут. Мы, ясен пень, сейчас говорим о первом типе.

Здесь и сейчас

Скажите, пожалуйста, коллеги-бизнесмены. А что вы знаете о своих клиентах, о товарах, о продажах этих самых товаров, об эффективности тех или иных мероприятий вашего маркетинга? Скорее всего, ровно то, что написано в P&L или чуть-чуть больше. Но самое плохое, что знания вы не накапливаете. Например, недавно Крыс в амплуа владельца и руководителя маркетингового агентства разбирал конфликтную ситуацию между клиентом и руководителем проектов. Суть такая: среди прочего набора действий мы делали некий Х. Этот Х принес рентабельность (ROMI) -28,76% (минус 28,76%). Печально. В отчете РП (руководитель проектов) пишет эти самые "минусА" и комментирует примерно так: да, потратили, да, минус, зато мы узнали то-се-пятое-десятое, рекомендуем вам на вашей стороне сделать 1-2-3, контролировать 4-5, а мы со своей стороны обратим внимание на 6-7-8. Как, в моей картине мира, должен был отреагировать клиент? Как минимум начать ковыряться в тех вещах, которые ему подсветили. Вот знания - вот выводы из этих знаний, которые, по-хорошему, надо было бы делать тебе, но раз ты бабки платишь, то так и быть. Что сделал клиент? взял эти "минусА" в рублях - получилась сумма около 20-25 тысяч рублей - и НЕДЕЛЮ выносил мозг РП, а потом и мне на тему уменьшить на эту сумму гонорар агентства. Если кому интересно, я распорядился сделать возврат ВСЕГО месячного гонорара и написал письмо о расторжении договора, что вызвало странную реакцию.

Ничего не понял

Давайте я вам расскажу, какой вывод надо было сделать из рассказанной истории. Вы сделали какое-то действие, оно привело к каким-то последствиям. Ваша задача не сокрушатся, "ой, неудача, ой, все пропало, ой, убытки, как жить-то дальше", а поразмышлять над получившимися последствиями примерно в таком формате:

-все ли было сделано так, как задумывалось

-какова этимология получившихся последствий - проще говоря, почему оно так получилось

-знал ли я об этом раньше? Если да, почему совершил те действия, которые привели к этим последствиям

-как использовать результат себе на пользу - что контролировать, какого рода гипотезы даже не рассматривать, как усилить эффект от положительных эффектов

И лишь где-то в самом конце поискать ресурсы, чтобы заткнуть дыру от "платы за знания".

Что для этого нужно?

Смотрите, чтобы копить знания нужно всего лишь выделять какие-то ресурсы на тестирование гипотез. Аргументы из серии традиционализма - ну, типа, 5 лет делали так, с чего бы ради делать иначе - лучше даже не рассматривать. Просто организовать процесс так, чтобы не порушить то, что и так работало. Это, кстати, как раз и есть одна из задач руководителя. Но важно не упарываться в тестирование ради тестирования (писал об этом здесь), а таки считать и отслеживать, что получилось. А. Да. И организовать накую систему управления проектами (тут имеется ввиду проектный подход в менеджменте)

Но знания копить - пол дела. Их надо анализировать. С помощью команды - каждый из них - эксперт в своем деле, разбирающийся в этом лучше, чем вы, так что весьма тупо не использовать ресурс или с помощью специально нанятых консультантов. Вот прямо так и спрашивать: "я сделал Х, получил результат Y, какие знания мне это дало и че с ними делать". И это не шутка.

Важный нюанс. В России вообще слабо развита культура "позитивной рефлексии", термин, кстати, авторский (копирайт, е-мае, кто скажет так, Крысу денег должен будет, шутка)...так, об этом надо поговорить отдельно.

Про позитивную рефлексию.

Считайте это небольшой вставкой для лучшего понимания, кто и так разобрался, пропускайте этот раздел. Смотрите, мы рефлексировали всегда на тему кто виноват и что делать. Для чего? Для того, чтобы найти козла отпущения, переложить вину и заткнуть дыру. Ок, вопрос, а что толку? Ну, вернемся к уже рассказанной байке, назначил клиент крайним мое агентство, получил деньги назад и даже намного больше, то есть заработал, по факту. А в более долгосрочной перспективе лишился тех результатов, которые мы им давали, что далеко не 20 тыров по ценности. Соответственно, это негативная рефлексия - рефлексировать о произошедших негативных события.

Позитивная же рефлексия она о том, как из любого события вычленить информацию - знания, как Крыс это называет - и использовать ее для усугубления последствий позитивных и избегания в будущем последствий негативных от прочих действий.

Возвращение к баранам

Так вот. В России вообще слабо развита культура "позитивной рефлексии". И развить ее сложно. Это уже про изменение мышления, сознания. У взрослых людей такие вещи безболезненно не проходят. Крысу-то повезло, он до позитивной рефлексии додумался еще ребенком (до логики этой, естественно). Но без этого слома говорить о каком-то росте, развитии, тем более об "иксах" говорить вообще бессмысленно.

Давайте дам немного мотивашки. Крысу известны старые устойчивые и твердые бизнесы, которые, в связи с известными событиями, или умерли или "стопнулись" - не показывают такую же динамику, как раньше - или болтаются где-то на грани выживания. И это правда, чего скрывать. Но известны и не менее твердые, старые и устойчивые бизнесы, которые за неполный год разогнались так, что оставили конкурентов далеко позади (привет, победизму) и показывают какие-то сумасшедшие результаты. И это тоже правда. Теперь применяем позитивную рефлексию и связываем все прочитанное воедино.

Прочитал? Понравилось? Еще хочешь? Подпишись, поставь лайк. Тебе не сложно, а Крысу приятно.

Все изображения взяты из открытых источников