Попробуйте спросить знакомых и близких о том, что такое лояльность? Большинство людей вряд ли назовут это качество однозначно положительным. У многих возникнет искушение трактовать лояльность как отсутствие собственной позиции и выражение верноподданнических чувств. И не важно, в отношении кого — человека или компании.
Чтобы развенчать эти заблуждения, обратимся к мудрым. Кажется, что лояльность — это понятие современное. Однако древнегреческий философ Аристипп за несколько веков до нашей эры создал философский Кодекс и посвятил лояльности отдельное наставление. Следуя Кодексу, человек уверенно принимает правильные решения в жизни и избегает неразрешимых проблем.
Наставление XXII — ЛОЯЛЬНОСТЬ
Соблюдай существующие церемонии и уважай традиций твоей группы.
Философ советует принимать и не нарушать традиции общества, в котором живет человек. Отсюда следует, что людям нужно знать и соблюдать правила игры и не ходить «со своим уставом в чужой монастырь». Этот простой и понятный сценарий обязательно приведет к позитивному результату в любой группе — от семьи до государства.
Как любой философский тезис, идея Аристиппа стала поводом для рефлексии. Современные философы спорят о том, что может быть объектом лояльности. Одни утверждают, что она работает только на межличностном уровне — по отношению к конкретному человеку.
Другие следуют традициям Аристиппа, конкретизируя масштаб группы. Объектом лояльности иногда становится страна, часто нация, семья, сообщество людей и даже работодатель. Согласитесь, что в процветающей и работоспособной компании всегда ценят лояльность сотрудника — его желание соблюдать установленные правила поведения и разделять ценности коллектива.
Человек и власть
Политическая лояльность как уважение к власти и соблюдение законов — отдельная область интересов, которой занимаются социологи и политтехнологи. Задача первых — измерить уровень лояльности народа. Цель вторых — повысить уровень доверия по отношению к тому или иному государственному решению.
Примером истинной лояльности граждан к государству и государства к гражданам стала громкая история с безусловным доходом в Швейцарии. В 2016 году власти предложили каждый месяц выплачивать всем жителям страны по 2500 швейцарских франков до конца жизни. Швейцарцы сочли это вредным для обеих сторон: по результатам референдума, 77% проголосовали против.
На фотографии: предложенный государством минимальный гарантированный доход для взрослых жителей страны составил 2500 франков ($2600), для детей — четверть этой суммы.
Лояльность как успешная бизнес-стратегия
Основу стратегии заложили торговцы времен Средневековья, заработав на этом свою законную прибыль. Чтобы привлечь покупателя в конкретную лавку, купцы давали клиентам жетоны из меди. Посетители обменивали их на товары и получали при этом скидку. В XX веке этой идеей вдохновились дорогие отели и авиакомпании.
Фирмы создали официальные программы лояльности для привлечения VIP-клиентов и начали хорошо на этом зарабатывать. Обладатели карт лояльности получали бонусы, соответствующие их статусу: повышение класса обслуживания, бесплатную лаундж-зону lounge-zone в аэропорту и прочее.
Оценив эффективность такого решения, в борьбу за лояльность клиента включились многообразные бизнес-структуры — от крупных корпораций, банков, ритейлеров до небольших аптек и кофеен. Сегодня появляются новые масштабные бизнес-идеи.
Компанией American Express была создана кластерная модель программы лояльности Plenti. Ее участники могли перемещать накопленные бонусы между различными программами лояльности всех партнеров.
Мера лояльности
Понятие лояльности удачно взяли на вооружение маркетологи. В технологии продаж необходимо, чтобы целевая аудитория была лояльной к продукту или бренду в целом. Это качество можно измерить с помощью особого инструмента — фокус-группы.
Существуют всевозможные способы поднять уровень лояльности, в том числе реклама. Она создает для покупателя положительный образ продукта или услуги всеми доступными способами: воздействуя на эмоции, обоняние, зрение. Не будем погружаться в детали, но отметим, что лояльность покупателя к бренду способна серьезно увеличить прибыль компании.
На фотографии: сейчас маркетологи ориентируются не только на трафик, но и на лояльных читателей, которые заходят на сайт не менее 10 раз в месяц.
Как видим, лояльность в бизнесе, политике и в личных отношениях помогает сделать жизнь приятной и быстрее приводит к успеху.
За это стоит сказать спасибо Аристиппу, словно предвидевшему проблемы человека XXI века в знаменитых 24 наставлениях. Кстати, лояльность к Кодексу Аристиппа на самом деле помогает жить. Проверено!
Читайте также: