Найти в Дзене
AIRBORNE

Эшелон и высота перехода

Оглавление

Всем привет! Пристегните свои привязные ремни, мы начинаем.

Многие почему-то путают эти два понятия, но еще больше людей, интересующихся авиацией, о них даже не слышали. Поэтому сегодня разберем что это за высоты, в чем разница между ними, что куда переходит, а также немного коснемся темы установки давлений в авиации.

Установка давления

Дело в том, что в авиации почти все высоты, за исключением истинной, измеряются барометрическим способом, то есть по изменению давления по отношению к уровню, принятому за начальную точку отсчета. Для дальнейшего понимания написанного разберемся в этом немного поподробнее.

Высота полета - это расстояние по вертикали между воздушным судном и некоторым уровнем, принятым за начало отсчета.

В зависимости от уровня начала отсчета различают истинную, абсолютную и барометрическую высоты полета.

Классификация высот
Классификация высот
  • Истинной высотой (Ни) называется высота полета, измеряемая относительно местности, находящейся под самолетом в данный момент. Ее определяет и показывает на приборе радиовысотомер.
  • Абсолютной высотой (Набс) называется высота полета, измеряемая относительно уровня Балтийского моря.
  • Барометрической высотой (Нб) называется высота, измеряемая относительно изобарической поверхности атмосферного давления, установленного на шкале барометрического высотомера. (По простому - высота, измеряемая по давлению, установленному на высотомере). Она может быть относительной, если она измеряется относительно давления аэродрома вылета или посадки (давление QFE), либо приведенной, если она измеряется относительно минимального давления по маршруту (участку) полета, приведенного к уровню моря.
Уровни отсчета высоты
Уровни отсчета высоты

Однако в последние годы началось активное использование так называемого «давления по QNH» - давления аэродрома, приведенного к уровню моря. Если вы установите такое давление на высотомере, то получите свое превышение относительно уровня моря. А при установке этого давления на аэродроме, высотомер, соответсвенно, покажет превышение этого аэродрома над уровнем моря. QFE всегда можно пересчитать в QNH и наоборот:

Формула перевода. Наэр - превышение аэродрома над уровнем моря, Q - барическая ступень
Формула перевода. Наэр - превышение аэродрома над уровнем моря, Q - барическая ступень

*Барическая ступень - изменение высоты на единицу давления. В стандартной атмосфере она равна 1 мм рт.ст. на 11 метров, либо 1 гПа на 8,5 метров.

Механический и электронный высотомеры, выставленные на давление QFE. Индицируется ноль
Механический и электронный высотомеры, выставленные на давление QFE. Индицируется ноль

Таким образом, если мы хотим, чтобы наш высотомер показывал барометрическую высоту, необходимо установить на нем начальный уровень отсчета - давление по QNH или QFE.

Механический и электронный высотомеры, выставленные на давление QNH. Индицируется превышение аэродрома над уровнем моря
Механический и электронный высотомеры, выставленные на давление QNH. Индицируется превышение аэродрома над уровнем моря

Более того, существует понятие «стандартное давление» (QNE), на которое необходимо установить высотомеры для полета на эшелоне. Оно всегда одинаково и равно 1013,25 гПа / 760 мм рт.ст. / 29.92 дюймов ртутного столба (в зависимости от страны и оборудования используют ту или иную систему измерения).

Стандартное давление (STD), выставленное на высотомере Airbus A320
Стандартное давление (STD), выставленное на высотомере Airbus A320

Эшелон или высота перехода: как не перепутать

Самый простой способ - выучить определения:

Высота перехода - установленная высота при наборе, на которой экипаж обязан перевести высотомеры на стандартное давление (QNE).
Эшелон перехода - установленный эшелон при снижении, на котором экипаж обязан перевести высотомеры на давление аэродрома (QNH или QFE).

Но есть и другой способ: если есть слово «высота», значит мы идем по давлению QNH/QFE и будем переставлять его на QNE. А если есть слово «эшелон», значит наоборот - мы идем по стандартному давлению QNE и будем переставлять высотомер на давление аэродрома.

При этом высота перехода и эшелон перехода устанавливаются для каждого аэродрома отдельно, так как еще не на всех аэродромах РФ экипажам выдается QNH, а каждый аэродром имеет разное превышение над уровнем моря.

В США, к примеру, высота перехода и эшелон перехода стандартизированы и составляют 18,000 футов и FL180 соотвественно, что положительно сказывается на безопасности полетов. Это возможно благодаря массовому использованию QNH.

Многие пилоты старой закалки QNH как-то не полюбили из-за сложности в расчетах и непонимания, но их тоже можно понять - когда всю жизнь выполняешь посадку и видишь «0» на высотомере, сложно перестроиться на что-то новое.

Влияние на безопасность

Как было сказано ранее, из-за того, что на территории РФ высота перехода и эшелон перехода не стандартизированы, для каждого аэродрома они разные. Соответственно, перед каждым взлетом и началом снижения необходимо ознакомиться с этими высотами в аэронавигационной информации, чтобы не «проморгать» установку высотомера на новое давление, так как это чревато самой настоящей катастрофой.

Схема инструментального захода на посадку ВПП 20 в Саранске. Превышение ВПП, эшелон перехода и высота перехода указаны в красных рамках.
Схема инструментального захода на посадку ВПП 20 в Саранске. Превышение ВПП, эшелон перехода и высота перехода указаны в красных рамках.

В качестве примера предположим, что превышение аэродрома над уровнем моря составляет 492 фута (150 м), а QFE аэродрома (на уровне торца ВПП) - 735 мм рт.ст. Самолет находится в снижении, на его высотомере выставлено стандартное давление QNE (760 мм рт.ст.). При пересечении эшелона перехода по какой-либо причине (усталость, отвлечение, и тд) экипаж забывает выставить на высотомере давление аэродрома и продолжает снижение по стандартному давлению. С этого момента отклонение воздушного судна от расчетного профиля снижения составляет 275 м: разница в давлениях 760-735=25 мм рт.ст., а в стандартной атмосфере изменение давления на 1 мм рт.ст. соответствует изменению высоты на 11 метров. Такая разница в профиле снижения может быть критичной и в условиях ограниченной видимости может привести к столкновению с землей и препятствиями что, к сожалению, уже неоднократно происходило.

А в случае, если экипаж забудет на высоте перехода переставить высотомеры с QFE на QNE, это повлечет за собой занятие встречного эшелона и столкновение с другими воздушными судами.

Применение QNH в этом случае положительно влияет на безопасность полетов, так как уменьшает эту разницу в установке давлений высотомеров, поскольку QNH, в отличие от QFE, обычно отличается от QNE не очень сильно.

Более того, на современных воздушных судах есть сигнализация, которая срабатывает в случае, если экипаж не перевел высотомеры на высоте/эшелоне перехода, а информация об этом сохраняется на средствах объективного контроля и будет подлежать анализу, поэтому экипаж ответственно следит за этим.

—————————————————————

До новых встреч и хорошего полета!