Канадский певец Джастин Бибер обеднел более чем на миллион долларов США. 32-летний певец в январе купил NFT из коллекции Bored Ape за $1,3 млн. Теперь его стоимость - $71 500. Что же это за зверь такой NFT и при чем тут какие-то коллекции?
Non-fungible token (NFT) в переводе с английского «невзаимозаменя́емый то́кен», то есть уникальный токен, вид криптографических токенов, каждый экземпляр которых уникален (специфичен) и не может быть обменян или замещен другим аналогичным токеном, хотя обычно токены взаимозаменяемы по своей природе. Фактически это право на цифровую копию какого-то изображения, при этом по законодательству об авторском праве, уникальный токен не дает права на саму цифровую копию. NFTтолько закрепляет за владельцем «цифровую фишку», созданную на основе одного из экземпляров цифрового артефакта. Как это сказать попроще? Это некий цифровой код, связанный с каким-то изображением, и этот код есть только у вас, как у владельца NFT. Круто, да? Он есть только у вас. Цифровой код. Ни пощупать, ни потрогать. Можно даже посмотреть на изображение, как вот мы сейчас смотрим на обезьяну, NFT которого принадлежит Джастину Биберу.
Первые эксперименты с этими токенами начались еще в 2015 году, но активные продажи стартовали только в 2021 году. Фактически, развитие крипто-валют, привлекло внимание спекулянтов и к другим необычным активам. Это, а также многолетняя программа поддержки фондового рынка Федеральной Резервной Системой США, осуществлявшей дикую эмиссию долларов для выкупа активов, как проблемных, так и не очень, с балансов американских компаний, и спровоцировали ничем не обоснованный интерес инвесторов к NFT. На руках у людей оказалось так много денег, что простые покупки акций уже не могли удовлетворить всех желающих, цены на акции достигли максимумов в своей истории, и уже обыкновенные инструменты для оценки цены акции перестали работать. Когда-то очень давно, сумму годовых дивидендов делили на цену акции, и можно было понять, какой доход в процентах годовых приносит эта акция. Например, за 2020 год дивиденды по акциям «Apple» составили 0,77 цента на акцию. А стоимость акций колебалась в пределах 150 долларов за штуку. То есть вложения в акции «Apple» давали инвестору 0,5 % годовых дохода. Не правда ли, смешная доходность.
Слишком большое количество денег, слишком большое количество людей, торгующих акциями, все это привело к нереальным ценам на старые добрые акции. Банкиры тут же подсуетились и напридумывали большое количество так называемых вторичных финансовых инструментов. Фьючерсы, опционы - чего только не существует сейчас на бирже. Банку России пришлось даже разделить всех желающих торговать на бирже на квалифицированных и неквалифицированных инвесторов.
Многие из этих финансовых активов придумывались в благих целях. Как говорилось в романе «Трудно быть богом» братьев Стругацких: «вот вам мясокрутка для производства нежнейшего фарша для еды, а они его используют для пыток». Так получилось и с этими инструментами. Многие из них придумывались для международных контрактов, позволяя сторонам застраховать себя от неожиданных изменений цены товаров. А привело к деятельности спекулянтов в невероятных масштабах. Просто потому, что некуда было деть такие огромные количества долларов, хлынувших на финансовые рынки.
Кстати, инфляция, терзающая США в нынешнем году, это тоже следствие работы печатного станка. Просто в обыкновенных странах включение печатного станка или эмиссия денег практически сразу приводит к инфляции, или уменьшению покупательной способности денег. США стояли особняком с 1945 года, с момента подписания соглашений, сделавших доллар международной резервной валютой. И эмиссия в штатах позволяла наводнять весь мир долларами, не разгоняя инфляцию в собственной стране. Но всему когда-то приходит конец , сколь веревочке не виться.
И он наступил в этом году. Это конец целой эпохи роста и благоденствия. Впереди всех ждут трудные времена. И для собственников NFT он уже наступил. Цена NFT формировалась спросом, большое количество денег позволяло разгонять цену на никчемную вещь до небес.
Возможно, я ошибаюсь, но скорее всего, цены на NFT будут продолжать падать, поскольку желающих купить их будет все меньше. Просто мы будем узнавать об этом с опозданием, или вообще не будем знать, так как информацию об этом не будут давать широкой аудитории.
Лично я не расстроен, мне кажется это просто игра в NFT, поэтому и вложения в них надо рассматривать, как вложения в игру. И пока есть возможность, нужно избавляться от сомнительных активов. В качестве примера привожу самый дорогой NFT, стоимостью более 15 миллионов долларов, продаваемый на популярном маркетплейсе NFT-токенов. Это просто фотография скрипки Страдивари.
Берегите себя и ваши деньги.