Найти тему

СУОТ для «чайников»: как разработать систему управления охраной труда

Оглавление

«Наша служба и опасна и трудна» – это точно про специалистов по охране труда! В этом году, помимо множества изменений в правилах обучения, придется менять и Положение о СУОТ, ведь в марте в силу вступила ст. 217 ТК РФ «О системе управления охраной труда» и приказ Минтруда №776 «Об утверждении примерного Положения о СУОТ» с новыми требованиями.

В этой статье мы подробно расскажем, кому нужно разработать СУОТ, как составить Положение самостоятельно и что оно должно включать, а также как ознакомить с ним работников и какие штрафы ждут организацию за неисполнение требований. А еще – спасем вас от ненужной бумажной волокиты и предложим универсальное решение этой задачи!

СУОТ – у каждого своя

Для чего вообще нужен СУОТ? Правильно! Для закрепления политики и целей работодателя в области охраны труда, а также утверждения всех действий по достижению этих целей.

В любой организации должно быть разработано Положение о системе управления охраной труда (СУОТ) – это прописано в приказе Минтруда № 776н.

Так как работодатель может самостоятельно разработать структуру Положения с учетом специфики деятельности своей организации, то вариантов его оформления – много.
Пример оформления первой страницы Положения
Пример оформления первой страницы Положения
Важно: послаблений к созданию СУОТ в компании нет. Если организация или ИП имеет наемных работников, с которыми заключены трудовые договоры, то они обязаны разработать СУОТ.

Пример структуры Положения

Структура Положения о СУОТ включает 7 разделов. Мы расскажем подробнее о каждом из них и предложим стандартный вариант оформления.

Структура Положения о СОУТ
Структура Положения о СОУТ

1. Общие положения

В самом начале Положения нужно определить основные цели СУОТ. Опишите необходимость обеспечения безопасности сотрудников в вашей организации, с чем это связано (например, с работой на ОПО). При этом обязательно отметьте, что все ваши действия соответствуют требованиям законодательства по ОТ.

2. Разработка и внедрение

В следующем разделе раскройте стратегию по снижению рисков и пропишите список ответственных лиц. Здесь нужно утвердить порядок управления, политику работодателя в области ОТ, включая цели и мероприятия, которые направлены на сохранение жизни и здоровья сотрудников.

3. Планирование

В описание планирования нужно включить:

  • перечень мер по снижению уровня профрисков, включая контроль и пересмотр выявленных рисков;
  • список мероприятий по охране труда, которые работодатель планирует проводить;
  • способы организации планирования мероприятий по ОТ;
  • перечень лиц, ответственных за реализацию плана и контроль мероприятий;
  • сотрудников, ответственных за проведение оценки эффективности функционирования СУОТ не реже 1 раза в год.

4. Обеспечение функционирования СУОТ

Данный раздел нужен для учета финансовых, производственных и иных возможностей для выполнения мероприятий в рамках СУОТ. А еще здесь нужно описать обязанность работодателя проводить обучение, повышение квалификации и проверять знания сотрудников для безопасной работы.

Также раздел включает информацию, как работники узнают о политике и целях в области ОТ. К примеру, изучают уголок охраны труда в офисе или соответствующий раздел на сайте компании.
Знания – залог успеха и безопасности
Знания – залог успеха и безопасности

Помимо этого, в раздел необходимо вписать:

  • обязанность работодателя информировать сотрудников об оценке профессиональных рисков на рабочих местах и о мерах управления рисками;
  • иные, прописанные в трудовом договоре, права и обязанности работника и работодателя.

5. Функционирование

Тут требуется раскрыть основные процессы по ОТ, характерные вашей организации. Например, обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием или СИЗ при работе на ОПО.

Примерный перечень процессов по охране труда
Примерный перечень процессов по охране труда

6. Оценка результатов деятельности

В следующем разделе Положения вам необходимо определить контрольные мероприятия и способы их осуществления. К ним относятся контроль состояния рабочего места, эффективности функционирования СУОТ и ее отдельных элементов и прочее. Результаты можно оформить в виде актов в свободной форме.

Пример акта осмотра оборудования (источник: https://assistentus.ru)
Пример акта осмотра оборудования (источник: https://assistentus.ru)

7. Улучшение функционирования

На последнем этапе составления СУОТ нужно рассказать, как вы планируете улучшить функционирование системы, учитывая выявленные ошибки.

Например, если в компании наблюдается повышенный уровень травматизма, то можно либо увеличить количество и частоту инструктажей, либо закупить более качественные СИЗ. Кстати, о том, как организовать обучение по использованию СИЗ при работе на высоте мы расскажем на бесплатной онлайн-дискуссии 23 ноября!

СУОТ можно разработать самостоятельно, но также и доверить его создание специалистам. Онлайн-платформа Courson имеет услугу по разработке СУОТ в организации. Эксперты определят цели ОТ в конкретной компании, помогут грамотно распределить обязанности, выявят профессиональные риски и подготовят полный пакет необходимых документов. А еще – составят список рекомендаций по дальнейшей работе СУОТ, а в Кабинете Предприятия вы сможете получить ответы на любые возникающие вопросы!

Знания – это сила: информирование работников

Положение о СУОТ распространяется на всех работников, поэтому ознакомить с ним нужно каждого из них.

Если у вас есть удаленные сотрудники, их также нужно информировать. Для подтверждения можно использовать электронную подпись документов или пригласить их в офис для ознакомления с Положением.
Обязательно ознакомьте весь персонал с Положением
Обязательно ознакомьте весь персонал с Положением

Неознакомление сотрудников с Положением о СУОТ грозит штрафом в размере до 80 000 рублей по статье 5.27.1 КоАП РФ за нарушение законодательства в сфере охраны труда.

Штрафы за отсутствие СУОТ

За отсутствие СУОТ в организации предусмотрен ряд штрафных санкций, согласно статье 5.27.1 КоАП РФ:

  • Должностные лица и ИП – от 2000 до 5000 руб.;
  • Юридические лица – от 50 000 до 80 000 руб.

Также возможны и дополнительные штрафы, если не были реализованы отдельные этапы СУОТ, например:

  • Непроведение специальной оценки условий труда – от 60 000 до 80 000 руб.;
  • Допуск к работе сотрудников, не прошедших обучение – от 110 000 до 130 000 руб.;
  • Отсутствие оценки профессионального риска – от 50 000 до 80 000 руб.

Вас также может заинтересовать:

Что изменилось в проведении Внутреннего обучения по Охране труда с 1 сентября;

Из роддома на завод: какой была охрана труда в прошлом столетии;

Аттестация по промышленной безопасности в Ростехнадзоре и в комиссиях организаций в 2022 году.

Остались вопросы? Оставьте их в комментариях и наш специалист по охране труда обязательно даст ответ! Если статья была полезной, не забудьте поставить лайк 👍 и подписаться на канал, чтобы оставаться в курсе событий!