Евросоюз возместит третьим странам ущерб, полученный в результате антироссийских санкций. Об этом заявил главный евродипломат Жозеп Боррель. Но можно ли верить в этом вопросе Боррелю? Об этом в комментарии для «Слово и Дело» рассказал экономист Василий Колташов.
Выступая перед прессой в Астане, Боррель ответил на вопрос журналистов, может ли ЕС гарантировать, что антироссийские санкции не затронут экономику Казахстана.
«Последствия санкций должны быть тщательно измерены. Они не должны влиять на логистические факторы. Вчера мы провели очень продуктивное обсуждение о специфичных проблемах, которые мы хотели бы решить очень аккуратно, но они не направлены на экономику третьих стран. Если есть какие-то последовательные сопутствующие ущербы, мы будем их восстанавливать», — заявил Боррель.
Из этого можно сделать вывод, что чиновники ЕС не знают, кому и как аукнутся введенные ими санкции. Но смогут ли они компенсировать потенциальный ущерб? Экономика Евросоюза на сегодняшний день находится в крайне сложном состоянии, и дополнительные затраты в десятки и сотни миллиардов евро могут оказаться для нее непосильными. Впрочем, как напомнил корреспонденту «Слово и Дело» Василий Колташов, обещать — не значит выплачивать.
«Полагаю, что Боррель никому ничего компенсировать не будет. Это просто декларация о том, что Евросоюз возьмет на себя что-то. Но процедура пока непонятна, и в силу этого следует предполагать, что никакого плана компенсации у него нет. Поэтому это скорее успокоительные речи в пользу бедных», — объяснил экономист.
Эксперт подчеркнул, что Евросоюз не в состоянии выплачивать подобные суммы, поскольку речь идет о десятках и сотнях миллиардов долларов. Такие затраты окончательно похоронят экономику ЕС. Однако даже этот вариант будет Брюсселю на руку.
«Боррелю нисколько не жалко экономику ЕС, потому что политика Брюсселя в том и состоит, чтобы уничтожить экономику Евросоюза и дать возможность Соединенным Штатам сохранить свою промышленность. А европейская — пусть закрывается. Отсюда и перспектива ликвидации сотен фирм в небольших странах и десятков тысяч в крупных. Но это Борреля не интересует. Он отделается какой-нибудь фразой о том, что это временные трудности, вызванные действиями России, и евробюрокаратия к ним отношения не имеет», — объяснил Колташов.
Впрочем, по мнению эксперта, все понимают, что инициатива Борреля является исключительно риторической. А потому ее просто дружно проигнорируют. Но если говорить о дипломатических ведомствах, то сейчас для них открывается отличная возможность поймать ЕС за язык и потребовать разъяснений, каковы механизмы компенсаций и выгодны ли они. Все это будет происходить максимально публично, но, как считает Колташов, и здесь в лучшем случае интересующиеся получат самые туманные объяснения, за которыми ничего не стоит.
Подобные заявления постепенно ликвидируют доверие третьих стран к способности Евросоюза вести прогнозируемую политику. А значит теряется интерес к долговременному сотрудничеству со Старым Светом. Впрочем, Запад, похоже, делает ставку на решение собственных проблем за счет присвоения замороженных российских резервов. О том, как Вашингтон и Брюссель пытаются реализовать задуманное, журналу «Слово и Дело» рассказал политолог Сергей Маркелов.