Найти тему

Воспитание подростков с аутизмом (РАС) и другими ментальными нарушениями. РУКОВОДСТВО для родителей. (Часть 2)

Оглавление

Зачем развивать двигательную сферу?

Природа отвела человеку время на активный двигательный период развития и активный мыслительный период развития. Когда ребёнок мал, он инстинктивно активно двигается, где надо и как надо. А нам, взрослым, кажется, «и где надо, и где не надо».

Ребёнок ещё не знает всех опасностей, которые таит мир. Но мы, взрослые, помогаем нашим детям знакомиться с миром максимально безопасно. Порой чересчур оберегая ребёнка от всяких «безумных» идей, например, залезть на дерево, или идти с закрытыми глазами долго-долго. Но мы упускаем из виду один важнейший момент. Момент, о котором учёные, глубоко изучавшие то, как работает наш мозг, говорят в своих книгах и лекциях уже очень много лет.

Интеллект и способность мыслить формируется на основе двигательного опыта человека. А двигательный опыт формируется той средой, в которой этот человек живёт.

Человеку просто необходимо сталкиваться с вызовами среды, которая заставляла бы его продумывать, как справиться с той или иной ситуацией с помощью движения. И если человек справляется с такой задачей, то мозг научается не только правильно двигать телом, но и правильно «двигать мыслью», то есть думать. Дети, у которых в раннем детстве двигательный опыт был недостаточен, либо он был не очень разнообразным – к моменту, когда постепенно на первый план выдвигается развитие интеллекта, речи, письма, с большим трудом решают поставленные для них задачи. Язык не ворочается, рука не слушается — «мозг не варит». Очень образное выражение, означающее то, что мозг недостаточно хорошо может организовать необходимое действие. Ведь любое действие состоит из двигательных актов!

Несмотря на то, что к подростковому возрасту значимость интеллектуального развития возрастает в геометрической прогрессии, помочь ребёнку осиливать большой объём знаний и требований можно совсем не очевидным, на первый взгляд, способом. Обычно родители добавляют занятий — с репетиторами, дефектологами, логопедами. Но нередко мы замечаем, что динамика таких занятий очень медленная. Ну да, вздыхают взрослые, задержка развития (или любой другой диагноз)... Но мы можем помочь ребёнку лучше думать, организовав для него занятия, где он мог бы учиться лучше двигаться. Возможно, вас удивит, но лучшее, что мы можем придумать, это ходить в парки, где есть уличные тренажёры, панда-парки, спуски и подъёмы, возможности перелезать через стволы деревьев, перепрыгивать небольшие ямки. Хорошим местом, с пользой для тела и ума, будет посещение батутного и скалолазного центра, аквапарка и зала с тренажёрами. Важно подобрать для ребёнка такие задания и нагрузку, чтобы он спокойно, но с небольшим напряжением мог успешно справиться. Если у вас есть возможность предложить ребёнку развивающую верховую езду под руководством профессионального специалиста, было бы просто замечательно! Верховая езда одновременно стимулирует работу всего организма и расслабляет эмоционально. И для детей, и для взрослых очень эффективно для улучшения обработки информации и развития самоконтроля обучение езде на велосипеде, самокате, роликах, коньках, лыжах.

Не стесняйтесь, что вы уже взрослые, сейчас активный образ жизни вести можно в любом возрасте. И ваш подросток это тоже оценит.

Не забывайте соблюдать технику безопасности, лихачество совсем ни к чему. Для тех ребят, которым трудно освоить двухколёсный велосипед, созданы трёхколёсные. И да, есть ещё водные велосипеды, катание на лодке среди плакучих ив на закате... Умение согласованно грести вёслами очень полезно для навыка координировать свои действия. Регулярно организуя физическую активность на природе, вы и позанимаетесь с ребёнком развитием его крупной и мелкой моторики, и получите опыт общения, и просто подышите свежим воздухом.

А что можно делать дома?

Дома можно делать очень многое. Главное, не забывайте о технике безопасности и подстраховывайте ребёнка во время занятий с ним. Если велик риск, что ребёнок может испытать себя во время того, как вы отлучились на кухню, и вы уверены, что без страховки он может упасть, убирайте в недоступное для ребёнка место тренировочное оборудование, когда не можете контролировать занятия.

Кстати, присмотритесь к соседям, вдруг у них есть спортивный уголок и дети-ровесники вашему ребёнку? Познакомьтесь с ними, озвучьте своё желание приходить к ним иногда в гости и занимать их детей и своего ребёнка физическими активностями. Кто знает, возможно, родители с радостью будут принимать вас в гости на 15-20 минут «потусить» с их детьми.

Если размеры вашей квартиры позволяют поставить спортивный уголок — шведскую стенку, канат, турник, было бы замечательно. Когда играете или занимаетесь с ребёнком, кладите для него приз или поощрение на самый верх лестницы. Каждый раз залезая за призом наверх, ребёнок будет тренировать и свою ловкость.

Большой гимнастический мяч. Качаться на мяче в разных положениях не только забавно, но и полезно. Занимаясь под руководством специалиста, мы можем помочь ребёнку тренировать вестибулярную систему, которая оказывает колоссальное влияние на развитие межполушарного взаимодействия и регуляцию системы обеспечения жизнедеятельности организма в целом. Если ребёнка часто укачивает в транспорте, либо он боится преодолевать даже небольшие препятствия на своём пути, неловок, нескоординирован, купите домой большой мяч — фитболл и помогите ребёнку полюбить качаться на нём в разных позах

Балансировочная доска. Удержание равновесия в течение 1-2 минут позволит "подзарядить батарейки мозга" для умственной работы.

Сенсорный коврик. Регулярно топчитесь по нему босыми ногами. Сенсорная дорожка — смена разных ощущений, идущих от стоп, также поможет снять нагрузку на интеллектуальную составляющую работы.

Различные эспандеры позволят загрузить сенсорными ощущениями руки тем ребятам, кто испытывает нехватку ощущений глубокой чувствительности.

Сенсорные мячики. Их можно катать ладонью по столу, снимая напряжение с пальцев во время выполнения письменных заданий.

Простукивания по спине между лопатками. Ритмичные похлопывания, похожие на то, когда мы стучим, если человек подавился, позволят активизировать ствол мозга, который, в свою очередь, передаст импульсы в полушария мозга. Только спросите сначала разрешения у вашего ребёнка. Если видите, что ребёнок устал, предложите ему передохнуть немного и сначала легонько постучите по спине, а затем с немного большим усилием. Ритм и сила подбираются опытным путём. Уточните после этого, помог ли приём ребёнку.

Если ваш ребёнок жалуется на боли в теле после сна, озаботьтесь подбором правильной подушки (наиболее полезные из них те, которые обладают эффектом памяти и прогибаются строго в зависимости от тяжести давления на неё), и дополнительного тонкого матраса, который позволит поддерживать тело в время сна в соответствии с его изгибами.

А если не дома, где можно позаниматься?

Во многих торговых центрах сейчас создают игровые лабиринты и аналоги панда-площадок. Не всегда на них пускают взрослых, но если объяснить инструкторам, что вашему ребёнку нужна страховка, они будут более лояльны.

В районных реабилитационных центрах и центрах социального обслуживания есть залы, оборудованные специальными комплексами. В некоторых ресторанах, кафе и торговых центрах также есть небольшие спортивные комплексы. Также для разнообразной физической нагрузки подойдут и детские площадки. Сейчас они изготавливаются из прочных материалов и выдерживают вес взрослого человека. Можно поиграть и посоревноваться вместе с ребенком. Главное, выбирать время, когда наплыв малышей на площадки не очень большой, например время послеобеденного сна или вечер.

Интересно. Хочу разобраться в этом серьёзно!

Мы рекомендуем вам прочитать книги, которые, хоть и написаны относительно простым языком, но освещают сложные вопросы процессов, происходящих в мозгу. Эти книги проверены временем и стали настольными книгами для многих специалистов по кинезотерапии, эрготерапии и нейропсихологии

Как справиться с проблемным поведением?

Для начала, давайте решим, что можно отнести к проблемному поведению.

Чаще всего к этому относят крик, агрессию и аутоагрессию (самоагрессию), и поведение, которое не является социально приемлемым.

Людям с РАС бывает очень трудно справиться со своими эмоциями и чувствами, потому что даже человек без особенностей не всегда умеет правильно распознать и проконтролировать эмоции. В случае с РАС нужно также помнить про трудности в коммуникации, которые они испытывают.

Все мы в той или иной степени испытываем стрессы в нашей повседневной жизни. Многие люди с аутизмом испытывают гораздо более высокий уровень стресса и тревоги, что осложняет их деятельность ещё сильнее. Это означает, что они могут достичь критической точки быстрее. Иногда эта критическая точка проявляется через срывы (meltdown) или отключения (shutdown). Каждый человек будет переживать свою критическую точку по-разному.

Распространенными провоцирующими факторами могут быть:

• Слишком много требований (особенно не связанных между собой). Как говорится: «Меньше слов, больше дела». Не стоит давать сложных инструкций, состоящих из сложноподчинённых предложений. Лучше всего обойтись минимальным количеством слов, но, чтобы они чётко давали понять ребёнку, чего вы от него хотите.

• Неожиданные изменения в распорядке или планах. Любому из нас становится дискомфортно, когда срываются планы и происходят спонтанные изменения. Или мы находимся в неизвестном месте и не знаем, что будет дальше. Это могут быть какие-то изменения в устоявшихся правилах, изменения в окружающем мире ребёнка, незнакомое помещение, присутствие незнакомых людей или посещение врача, которого ребёнок боится. Здесь очень хорошо помогает визуальное расписание.

• Сенсорная перегрузка. Ребёнок может расстроиться, если вокруг него слишком много всего происходит. Ему также может быть нехорошо от резких звуков, шума или яркого освещения.

• Социальная перегрузка. Людям с РАС может становиться дискомфортно в местах большого скопления людей, при шуме голосов или долгом социальном взаимодействии, и он будет стараться всеми силами избежать дальнейшего общения. Лучше всего в этот момент дать ребёнку передохнуть, устроить «тайм-аут». Важно научить ребёнка умению сообщать о том, что он устал, приемлемым способом.

При работе с проблемным поведением необходимо выполнять несколько правил:

1. Поощряйте только адекватное поведение

2. Особенно тщательно следите за тем, чтобы случайно не вознаградить нежелательное поведение ребёнка (в форме внимания, сочувствия или освобождения от работы).

3. Обязательно обучайте вашего ребёнка альтернативным формам поведения, то есть одновременно учите ребёнка, что «так делать нельзя, а нужно делать вот так».

Это один из самых важных моментов. Мы часто говорим детям «перестань так делать», забывая, что прекратить нежелательное поведение – лишь часть решения возникшей проблемы. Адресованное подростку требование «перестать делать ТАК», вызывает в ответ закономерный вопрос: «а как же мне быть»? Таким образом, одно нежелательное поведение может легко смениться другим, если не предоставить человеку альтернативы.

Очень важно, чтобы реакция ВСЕХ окружающих взрослых на поведение ребёнка была одинаковой и постоянной. Только тогда он сможет понять следующую структуру:

нежелательное поведение – наказание (строгий выговор, лишение привилегий на определенный период: любимой вкусности, похода в магазин, игры на компьютере и т.п.); адекватное поведение – поощрение.

Постарайтесь сделать так, чтобы все члены семьи, особенно бабушки и дедушки, которые любят баловать внуков, знали, в какой момент нужно указать подростку на то, что он не прав или такое поведение не приемлемо.

Бывают случаи, когда подросток с РАС первично выдаёт реакцию в виде крика или агрессии, потому что так проще обратить на себя внимание, и все вокруг стараются сразу же выполнить его просьбу. Здесь важно не поддаться на провокации, притвориться «глупым» и добиться социально-приемлемого вида коммуникации. Например, можно сказать: «Ты кричишь/дерёшься, я не понимаю, что ты хочешь. Скажи словами», - и помочь сфокусироваться фразой: «Я хочу...», попросить ребенка самостоятельно её продолжить. Таким образом вы даёте ребёнку альтернативный способ выражения просьбы, и в следующий раз он будет стараться выражаться более чётко, ведь так его просьба быстрее будет выполнена.

Притвориться беспомощным — самый действенный способ развить независимость и самостоятельность вашего ребёнка. Ведь чем больше он может делать сам, тем с большей вероятностью он сможет регулировать самостоятельно свое поведение, не требуя влияния сторонней помощи.

Половое воспитание.

Это одна из самых актуальных тем в подростковом возрасте, так как в период полового созревания подростки часто ведут себя неподобающим образом. В этот период очень важно понять, что дети вполне могут испытывать интерес к сексу и демонстрировать это. Это может быть не так просто, но зачатки социально неприемлемого поведения лучше распознать как можно раньше и среагировать на них как можно быстрее. Чем дольше вы игнорируете проблему, тем сложнее будет справиться с уже сформировавшимся поведением.

Чтобы научить подростка тому, как можно вести себя в общественных местах, а как – только в интимной обстановке, ему нужно прежде всего объяснить разницу между публичным (улица, магазин, гостиная вашего дома) и личным (спальня, ванная, его комната) пространством. Как только он сможет понять эту разницу, ему можно будет объяснить, что некоторыми вещами можно заниматься, к примеру, только у себя в комнате за закрытыми дверями. Попытки вести себя неподобающим образом в общественных местах нужно сразу же пресекать. Важно, чтобы подростки научились различать не только места, но и людей, с кем можно держаться на более близкой дистанции, а с кем этого делать нельзя. Например, любой подросток должен знать, что обнимать и целовать можно только близких людей, а никак не посторонних. После того, как это будет усвоено, можно объяснить, что даже самым близким не всегда бывает приятно проявление чувств с помощью физических контактов.

Проблемное поведение – одна из самых актуальных задач, которую предстоит решить. Если у вашего ребенка оно преобладает, то сделайте акцент на формировании социально приемлемого поведения, потому что в дальнейшей жизни подростку с РАС, скорее всего, больше пригодятся эти навыки, нежели какие-то учебные знания по алгебре, истории или физике. Пускай ваш ребенок будет получать удовольствие от жизни, общаясь на любимые темы и занимаясь понятными ему вещами. Давайте ему больше самостоятельности, возможностей выбора и прислушивайтесь к его мнению. Так ему будет спокойнее и понятнее, и он сможет научиться регулировать своё поведение социально приемлемыми способами

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Авторы: Леонова И.В., Карпенкова И.В., Кляузер М.С., Михайлина М.В., Михайлова А.А., Падерина Я.Л., Штейман А.К.

Редакторы: Леонова И.В., Карпенкова И.В., Михайлова А.А.

Данное пособие составлено специалистами, имеющими более чем 10 летний опыт работы с семьями, воспитывающими детей и подростков с особенностями в развитии (в том числе с расстройствами аутистического спектра) в рамках проекта РОО помощи детям с РАС "КОНТАКТ" в партнёрстве с содружеством специалистов "МИР ОБЩЕНИЯ" при финансовой поддержке конкурса грантов «Москва – добрый город».